Алан Байтенов
Алматинское метро сегодня обслуживает только центр города. За это, собственно, его и называют дорогим аттракционом, но никак не важным звеном транспортной сети города Алматы. Но ситуация начинает меняться. Метро идет в массы, то есть приближается к своей главной цели - связать спальные районы города с деловым центром.
В конце прошлой недели акимат объявил о дальнейших планах развития первого отечественного метрополитена. Во втором полугодии 2014 года обещают открыть еще две станции - “Сайран” и “Москва”. Первая расположена под проспектом Абая между улицами Брусиловского и Тлендиева, а вторая - под Абая между улицей Утеген батыра и проспектом Алтынсарина
В минувшую пятницу представителей СМИ пригласили на историческое событие - метростроевцы произвели сбойку правого перегонного тоннеля второй очереди Алматинского метрополитена с вентиляционным комплексом. Сбойку произвели на глубине около 11 метров на отрезке между будущими станциями “Москва” и “Сайран”. Это означает, что вскоре начнутся работы по прокладке инженерных коммуникаций. Свяжут станции “Сайран” и “Москва” уже в начале 2014 года - по правому перегонному тоннелю осталось пройти всего 170 метров.
На церемонии сбойки заместитель акима Алматы Болат Сауранбаев отметил: “В 2012 году мы начали вторую очередь первого прохода метрополитена. Сюда входит строительство станций метро “Сайран” и “Москва”. Думаю, что в начале 2014 года эти работы будут завершены. Основная задача - сдать в эксплуатацию эти станции к октябрю следующего года”.
Далее по плану строительство еще нескольких станций первой ветки метрополитена, которая в конечном итоге дотянется до Калкамана и нового автовокзала, что будет расположен на пересечении малой Ауэзова и Райымбека. “Далее по плану начнем строить станцию “Сарыарка”. Она будет располагаться в непосредственной близости от парка Family. Потом на очереди станция “Достык” - у пересечения улицы Момышулы с проспектом Абая. Позже - станция “Калкаман” и станция “Автовокзал”: по малой Ауэзова проходим под 7-й клинической больницей, выходим на Райымбека и подходим к станции “Автовокзал”. Там будет располагаться крупный транспортный узел, и в перспективе туда же должна подойти линия легкорельсового транспорта”, - поделился планами руководитель АО “Алматыметрокурылыс” Мурат Укшебаев.
Тем самым, когда вторая очередь строительства метрополитена будет завершена, алматинское метро станет одной из важнейших частей транспортной инфраструктуры города. Кроме того, существенное увеличение пассажиропотока позволит сократить дотации из бюджета на поддержание работы метрополитена. А это особенно важно, учитывая, что с 2014 года метро будет получать субсидии лишь из местного бюджета. Однако метрополитен дотянется до станции “Автовокзал” только в 2018 году. Что же касается нижней части города (в перспективе 1-я ветка должна дойти до вокзала Алматы 1), то здесь все на уровне технической документации. То есть все настолько неопределенно, что господин Укшебаев даже не назвал ориентировочных сроков сдачи третьей очереди первой ветки метрополитена: “Планируется пробить от станции “Райымбек” по Белинского с переходом на проспект Сейфуллина до железнодорожного вокзала Алматы 1, там же будет построен подземный переход через действующие железнодорожные линии с выходом на поселок Ынтымак. Станции уже заложены в ТЭО. Но проектного решения пока нет”. Это же касается и второй ветки, которая пройдет от района Центрального парка до микрорайона “Орбита”. Известно только, что за ее строительство возьмутся после завершения первой ветки.
Между тем, к сожалению, карта перспективного развития метрополитена Алматы не изменилась. В частности, без внимания остаются практически все микрорайоны: “Аксай”, “Таугуль”, “Тастак”, “Коктем”, “Самал” и район “Горного Гиганта”. Ну а то, что здесь сконцентрировано чуть ли не основное население южной столицы, повторять, наверное, нет нужды. И если говорить о решении проблемы загруженности города, необходимо обратить внимание на связь линиями метро с центром города именно этих районов Алматы. Кроме того, на достаточно близком расстоянии от города находится международный аэропорт. Однако связывать его линией метро с центром пока не планируется. Что, по сути, не совсем логично - планы должны быть хотя бы на бумаге.
И все же алматинское метро постепенно отходит от имиджа несколько “аттракционного” вида транспорта, который обслуживает только центр города и не связывает его с внешним миром. Все же мы постепенно приближаемся к границам города. И утвержденные планы по строительству станции “Автовокзал”, в том числе и всех предшествующих ей, тому подтверждение. |