|
Ботагоз Омар
Антимонопольное ведомство решило заставить владельцев терминалов соблюдать права потребителей. Не секрет, что о размере комиссий клиенты узнают только после того, как вносят средства в платежные терминалы.
В случае дороговизны услуг электронной оплаты у них уже не бывает альтернативы и средства ложатся на счета предпринимателей
Сегодня в нашей стране насчитывается около 30 тысяч платежных терминалов, количество которых постоянно растет. Во-первых, в основном они относятся к числу прибыльных. В течение максимум двух лет уровень заложенных в них комиссий позволяет вернуть вложенные средства. Во-вторых, для их установки человеку достаточно лишь зарегистрировать юридическое лицо (что можно сделать сегодня практически за 15 минут, заплатив госпошлину в размере не более четырех тысяч тенге), выбрать место для терминала, купить сам аппарат по приему денег (его стоимость колеблется от 2,5 до 4 тысяч долларов) и, подписав договор, завести специализированный счет.
Но внесение платежа через терминал, установленный где-нибудь на улице, равносильно тому, что средства отданы случайному прохожему, имеющему свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, который при этом не выдал вам документа о факте платежа. И если на такого прохожего можно хотя бы заявить в полицию по факту мошенничества (в случае, если оплаченная услуга не предоставлена), то с терминалом, увы, это “не прокатит”. Если купюра застряла в “ящике по приему денег” и провалилась в ячейку, так и не попав в систему (так иногда случается с купюрами нового образца), то клиент может вернуть эти средства, только если владелец терминала соизволит это сделать, ведь доказать факт платежа обычно не представляется возможным: в этом случае чек аппаратом не выдается.
Или, чтобы не ехать к клиенту, деньги которого застряли, владельцы терминалов самовольно закидывают эти средства на тот телефонный номер, с которого поступила жалоба, взимая за это комиссию, не спрашивая, каким образом клиент желает вернуть свои потерянные деньги.
Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) пока обеспокоилось этой проблемой с точки зрения объемов комиссий. Как сообщил глава АЗК Болатбек Куандыков вчера, в ходе правительственного часа в мажилисе, антимонопольный орган планирует ввести новые обязательства для владельцев платежных терминалов по оплате услуг.
“Сейчас терминалов очень много. Мы оплачиваем через них жилищно-коммунальные услуги, услуги сотовой связи и так далее. Здесь есть один момент. Цены владельцам терминалов никто не диктует, это рынок. Но если смотреть на это с точки зрения защиты прав потребителей, есть большая проблема. Например, я вношу за свой сотовый телефон пять тысяч тенге. Номер сотового прописал, и мне сразу же надо положить деньги. Я положил деньги, только после этого я узнаю, какую сумму мне положили на сотовый телефон, сколько сняли комиссии. Мы считаем, что это ущемление прав потребителей”, - отметил глава ведомства.
“Когда идем в магазин, мы же не покупаем товар с закрытыми глазами. Здесь получается все наоборот”, - продолжил главный антимонопольщик страны, подчеркнув, что в настоящее время ведомством подробно анализируется этот вопрос.
“Здесь должно быть так: потребитель приходит к платежному терминалу, выбирает соответствующий вид операции, и там должно быть указано, какой процент будет изъят”, - отметил глава АЗК. “Нужно исходить из того, что потребитель - это не тот, кто знает все “от” и “до”, хорошо разбирается в математике и может высчитать проценты. Если он подтверждает, что с размером комиссии согласен, только после этого можно проводить операцию”, - резюмировал он.
Астана |