Юлиана Жихорь
Кабмин вновь озабочен проблемами села. На этот раз перед правительством стоит нелегкая задача - сделать так, чтобы новоизбранные сельские акимы получили вслед за полномочиями максимально большие возможности для развития сельских территорий. И максимально быстро переместить их из дотационной сферы в донорскую
Поднимают село в Казахстане не первый год. Застоя уже нет, но упадок еще наблюдается. Например, в социальной сфере: 71 процент объектов здравоохранения находится в приспособленных помещениях, 189 объектов образования расположены в аварийных помещениях, в 92 школах занятия проходят в 3-4 смены.
32 процента из 6936 сельских населенных пунктов (СНП) (где проживает 7,6 миллиона человек) не имеют доступа к централизованному водоснабжению. Не везде есть даже электричество и телефонная связь. Да и дорожное сообщение далеко от совершенства - пятая часть всех местных дорог требуют капитального ремонта.
В общем, чтобы войти в число 30 развитых стран мира, ситуацию необходимо кардинально менять.
Менять будут по западному образцу - то есть переселять сельчан в города. В США, например, доля городского населения близка к 77 процентам, в Канаде - 76, в Бразилии и Австралии - 86 и 89 соответственно. В Казахстане этот показатель - около 60 процентов.
По мнению премьера, это крайне мало. И “давить” надо на укрупнение села (то есть увеличение численности населения и превращение аулов в города) и создание крупного товарного производства. (К слову, сегодня более половины сельских населенных пунктов являются малочисленными, с населением менее 500 человек. И в таких проживают 9,7 процента сельских жителей.)
Стимулировать жителей к “укрупнению” будут просто - развивать лишь некоторые поселки. Согласно прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны, до 2020 года определят так называемые “опорные сельские населенные пункты”. Правда, для этого еще предстоит провести полную инвентаризацию производственной (в ряде СНП расположены подразделения железной дороги, горнодобывающей промышленности, энергетики и т.п.), социальной и инженерной инфраструктур и уже на основе полученных данных классифицировать СНП.
“В результате классификации определят четыре группы СНП для выработки соответствующих мер по их развитию, - доложил вице-министр регионального развития Серик Жумангарин. - Это районные центры, опорные сельские населенные пункты, центральные усадьбы сельских и поселковых округов, другие СНП”. При этом первые два вида поселков планируется сделать “центрами экономического роста”, которые должны “служить мостом экономических, социальных, культурных и демографических связей села с городом”.
Все программы и планы по развитию, равно как и организационная работа по их реализации, ложатся на местные органы власти. Собственно, именно для этого и провели выборы акимов. Из Астаны будут лишь контролировать ход исполнения программ.
Астана же передала на места и “чиновничьи кресла”. Как сообщил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, “ввиду введения выборности акимов и развития местного самоуправления укреплены сельские округа, а также поселки и села, путем целевого перераспределения соответствующей штатной численности от центральных государственных органов в количестве 4869 единиц. (Впрочем, эти цифры - пока лишь решение. На деле вместо 4869 человек на места перераспределили лишь 4259. “Надо обеспечить”, - обратился министр к премьеру.)
Штатная численность в местных акиматах варьируется в зависимости от численности населения. Так, аппарат акима сельского округа с населением 40 тысяч человек будет иметь 18-20 человек (вместо 11-13 единиц ранее).
Насколько все нововведения приведут к расцвету села - пока не понятно. Равно как сложно предсказать, что будет с теми “малочисленными” поселками, которые не входят в ареал интересов властей.
Астана |