|
Ольга Шишанова, Андрей Губенко
Чиновники Казахстана предложили изменить русло Иртыша, направив реку в глубь страны. По их предположениям, это может стать одним из революционных нововведений в будущей генеральной схеме развития государства
В Усть-Каменогорске презентовали проект генеральной схемы организации территорий в Казахстане. Одним из предложений проекта прозвучало изменение русла реки Иртыш с тем, чтобы “направить его воды на территории Центрального Казахстана”. Такое предложение сделала делегация из Министерства регионального развития республики и столичного филиала АО “Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры” (КазНИИСА).
Предполагается, что документ будет представлен в правительство в августе, а утвержден в конце года, вступив в законную силу с 1 января 2014 года, и затем воплощен в течение ближайших трех десятков лет.
Однако это сообщение вызвало много шума, в первую очередь, в соседней России. Глава российского общественного фонда “Духовное наследие” Леонид Полежаев считает, что высказанный казахстанцами проект “ставит под угрозу всю экологическую и водную обстановку Западной Сибири и Омской области в частности”.
По его словам, переброс части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию разработан еще в 60-70-е годы прошлого века, когда планировалось направить часть стока Иртыша в русла Амударьи и Сырдарьи, однако “идея встретила серьезное сопротивление специалистов и была отвергнута в 1980-е годы”.
Сомневается в целесообразности проекта и Александр Косариков, в свое время занимавший пост заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по экологии, который неоднократно высказывал свое мнение по поводу того, что “надо быть крайне осторожным со всевозможными поворотами рек”. Основной причиной Косариков называет непрогнозируемые последствия - экологические, социальные, экономические.
Российский академик Алексей Яблоков и вовсе прямо заявляет, что “поворот рек не спасет Арал. Давать ему воду из Оби - ущербно для экологии и бессмысленно для экономики. Это приведет к еще большему засолению”.
Между тем у проекта немало приверженцев и последователей, которые считают, что “ничего страшного не произойдет, надо только правильно просчитать все за и против”.
Именно так полагают и в Министерстве регионального развития республики, и особенно в Астанинском филиале АО “КазНИИСА”, где пояснили, что, согласно Генеральной схеме организации территории РК, “не предусматривается изменение русла реки Иртыш”.
Правда, добавили, что “в долгосрочной перспективе за расчетным сроком Генеральная схема предлагает рассмотреть вопрос переброски части стока иртышских вод при наличии глубокой научной проработки, рассмотрения вопросов межгосударственного вододеления с сопредельными государствами, а также различных аспектов жизнедеятельности, затрагивающих социальные, экономические и эколого-климатические вопросы”.
Другими словами, вроде никто не собирается менять русло Иртыша, который является не просто рекой, но рекой трансграничной. Якобы речь идет лишь об изучении “возможности увеличения в будущем забора воды из нее для переброски в вододефицитные регионы страны”.
При этом “выполненными водохозяйственными расчетами установлено, что при многолетнем регулировании стока на реке Иртыш, вододелении с Российской Федерацией в соотношении пятьдесят на пятьдесят в балансе Казахстана высвобождается до шести кубических километров фактического стока Иртыша, причем с учетом водозабора в Китае”. В пределах этого объема и предусматривается переброска воды.
Вот только непонятно, откуда возьмутся эти кубические километры, если у Китая, откуда и берет свои истоки река, насчет Иртыша свои далеко идущие планы.
Астана
Вообще новый поворот Иртыша - реинкарнация старой идеи. О переброске части стока сибирских рек в засушливые регионы Казахстана и Средней Азии говорили еще при Николае II и Сталине, но решилось на это государство (Пленум ЦК КПСС) лишь в 1968 году, дав ученым задание просчитать мегаметаморфозу.
Кстати, многие неверно думают, что проект так и не реализовали. Не совсем так. Почти двадцать лет велись кабинетные (и не только) работы, проект оценивался в 40 миллиардов долларов. Строители коммунизма даже успели перейти от слов к делу. А именно прорыть канал Иртыш - Караганда в 1971 году - как первый этап проекта. Канал протяженностью в 451 километр, кстати, был на тот момент вторым в мире по длине (после Большого Туркменского) и по высоте водоподъема (после Колорадского).
И только потом начались проблемы с финансированием (да и вообще системные проблемы в СССР, связанные в том числе и с гигантскими затратами страны в ходе так называемой гонки вооружений). Но юридически от амбициозного замысла отказались лишь во время перестройки. Однако вышеупомянутый канал Иртыш - Караганда, повторимся, построить успели - полутысячекилометровый след от грандиозной затеи. |