Юлиана Жихорь
Вчера сенат принял весьма дискутируемый Закон “О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан”. Хотя и не все сенаторы были безоговорочно за все пункты документа, но правительство убедило депутатов, что без такой единой поддержки бизнеса защитить интересы Казахстана в Таможенном союзе и Евразийском экономическом пространстве просто не представляется возможным
Самым спорным пунктом стало обязательное членство в НПП предпринимателей всех уровней - от крупных до самых мелких (включая ИП). Депутаты опасаются, что палата может превратиться в некоего лоббиста исключительно интересов крупного бизнеса. Тем более, что малый бизнес, как заявил “НП” первый заместитель председателя правления НЭПК “Союз “Атамекен” Рахим Ошакбаев, “будет освобожден от уплаты членских взносов на время переходного периода - в течение 5 лет. В дальнейшем вопрос об уплате представителями МСБ членских взносов будет решаться на съезде НПП”.
Однако министр регионального развития Бахытжан Сагинтаев считает, что палата, напротив, консолидирует интересы всех разногабаритных бизнесов страны и позволит предпринимательству, как говорится, единым кулаком стучать правительству. Более того, Сагинтаев считает, что членство в НПП будет полезным в первую очередь для субъектов малого бизнеса, поскольку ассоциации предпринимателей в основном работают в Астане и Алматы, а региональные палаты предпринимателей создадут в каждой области: “Поэтому субъектам МСБ на местах будет легче защищать свои права”. Министр рассказал, что сегодня во время поездок по регионам малые предприниматели частенько спрашивают даже, как кредиты получить, как что оформлять. “Абсолютно не доходит информация до регионов”, - посетовал глава Минрегионразвития. И пообещал: вот образуется НПП, и информация хлынет в провинцию широким потоком.
Впрочем, депутаты предложили подумать над вариантом создания НПП по российскому варианту торгово-промышленной палаты - без обязательного членства. “Мы видим Таможенный союз и экономическое пространство, где их (ТПП) эксперты очень сильно отстаивают интересы бизнеса. Почему нельзя сделать по российскому варианту?” - вопросила сенатор Светлана Джалмагамбетова. (К слову, разработчики законопроекта взяли за основу континентальную модель предпринимательской палаты. По такому сценарию палаты работают в Турции, Германии, Франции, Австрии, Нидерландах, Италии, Греции, Испании.)
Ответ министра был прост: нет у нас таких специалистов, чтобы адекватно отстаивать какие-либо интересы. “При ТПП около двух тысяч экспертов имеются. Когда наши по Таможенному союзу выезжают на переговоры, они (россияне. -
“НП”) сразу выставляют очень сильную команду. Мы не можем такую команду с собой вывозить. Более того, даже команда министерств очень слабая у нас. Каждый раз люди меняются. И сейчас премьер-министр дал нам поручение: в каждом министерстве открыли управление по переговорным позициям. Каждое министерство сейчас приступило к этой работе, чтобы люди не менялись. Потому что каждый раз мы теряем свои позиции”, - сообщил Бахытжан Сагинтаев.
И добавил: бизнес-интересы защищать - слишком дорого для государства: “Для того, чтобы бизнес защищать, мы не можем экспертов позвать с собой, потому что им платить надо. Государство не может за их командировку заплатить. Командировка - не один день. Иной раз по 10-20 дней проживают в Москве. А это кто-то должен оплачивать”.
“Поэтому мы и говорим: если мы создадим такую палату, она будет защищать интересы всего бизнеса Казахстана. И на серьезном уровне будет вести переговоры с российской стороной, с их экспертами. А для того, чтобы привлекать хороших экспертов, нам нужны деньги. А деньги появятся только через уплату. И при этом малый бизнес не платит. И можно считать, что социальная ответственность крупного бизнеса как раз и направлена на то, чтобы в этих вопросах нас поддержать”, - резюмировал министр регионального развития.
Сенаторы вняли такому объяснению и документ одобрили. Закон считается принятым. Он отправлен на подпись главе государства.
Астана |