|
Юлиана Жихорь
Несколько дней, прошедших с момента обращения президента к нации по вопросам пенсионного обеспечения, напоминали театр абсурда. Те, кто еще вчера доказывал необходимость скорейшего принятия норм, санкционирующих повышение пенсионного возраста женщин с 2014 года, в эти дни принялись ратовать за президентское решение, называя его “единственно правильным”
Стоило президенту закончить свою речь, как интернет взорвался восторженными возгласами: “Нас услышали!” Впрочем, чуть позднее, когда первая радость от критики главой государства Нацбанка и правительства прошла, стало ясно, что неизбежного-таки не избежать: повышение пенсионного возраста случится. Но не с 2014 года, как планировал Кабмин, а в 2018-м. И, судя по отсылке президента к опыту многих стран Европы (где на пенсию мужчины и женщины выходят в 67 лет) и сетованию на продолжающийся кризис, вполне возможно, что в будущем и казахстанцам грозит еще одно массовое повышение пенсионного возраста.
Собственно, именно из-за переноса сроков повышения президент и вернул законопроект “О пенсионном обеспечении в РК” на доработку в парламент. Ни о каких других правках речи не было. Точнее, все остальные, предложенные президентом, новеллы, будут вноситься правительством в качестве “изменений и дополнений” в новый закон. (Также разработают специальную Концепцию реформирования пенсионной системы до 2030 года.)
В своей речи глава государства, критикуя правительство, тем не менее, сделал реверанс парламенту. Мол, понимают всю важность, вот и проголосовали “за”. Однако сами депутаты, которые рьяно принялись хвалить президента за “народность”, заявляли, что, мол, знали, что президент примет “мудрое решение”, а потому и соглашались со всем предложенным. Мажилисвумен Гульжан Карагусова заявила, что обращение президента - “самое мудрое, взвешенное решение, которого с огромным нетерпением ждала большая часть населения”. Мол, “то, что эта реформа будет начинаться с 2018 года, это самое оптимальное решение, поскольку оно даст возможность подготовиться к самой реформе, обеспечить необходимыми законодательными актами, которые позволят осуществить этот переход более безболезненно... - сказала она. - Этот промежуток до 2018 года позволит принять законодательные акты, требующие от работодателя открытости и прозрачности в системе оплаты труда с тем, чтобы вся заработная плата была открытой и со всей зарплаты шли отчисления. Необходимо принять документы и меры по обеспечению занятости женщин”.
Вопрос, почему депутаты, если придерживаются такого же мнения, не отстаивали свою позицию в дискуссиях с правительством, остался открытым. Равно как и вопрос, почему депутаты практически единогласно проголосовали “за” столь спорный законопроект. Напомню, что в мажилисе “против” подали голоса лишь два народных коммуниста (Владислав Косарев и Галина Баймаханова). Остальные народники, равно как три члена фракции “Ак жол” (Азамат Абильдаев, Екатерина Никитинская и Алмас Туртаев), воздержались.
Зато вчера, выступая на пленарном заседании по вопросу возражений президента (по дате начала повышения пенсионного возраста для женщин), глава акжоловской фракции заявил, что его фракция, “концептуально поддерживая новый закон”, всегда указывала, что надо поступить так, как президент сказал - более тщательно проработать “некоторые аспекты пенсионной реформы”. “Мы отмечаем, что позиция депутатского корпуса совпала с мнением главы государства, который требует от правительства и парламента осуществления модернизации пенсионной реформы с максимально полным учетом интересов простых казахстанцев”, - заявил Азат Перуашев. (Сам он, к слову, голосовал “за” правительственный вариант закона.)
Владислав Косарев, представляя мнение фракции о возражениях президента, сфокусировался на другом. Мол, народ обрадовался не столько сдвигу сроков повышения возраста, сколько согласился с критикой Кабмина: “Для меня очень отрадно, что оценка, которую дал президент неуклюжей работе правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства, полностью совпадает с той оценкой, которую дала наша фракция при обсуждении законопроекта в мажилисе. Мы говорили правительству о недопустимости ситуации, когда такой принципиальный вопрос, как повышение пенсионного возраста женщин, не обсужден и не согласован с простыми людьми”.
Однако, несмотря на все речи депутатов о важности обсуждения с народом, обсуждения этого как не было, так и не будет - повышение пенсионного возраста с 2018 года уже одобрено мажилисом. (Точнее, выражаясь юридическим языком, мажилис не смог преодолеть возражения президента.)
Но вот что интересно. Не успели депутаты проголосовать, как аппарат мажилиса сообщил, что сегодня же закон уходит на подпись главе государства. В нарушение Конституции. Где в пп.2 пункта 2 статьи 54 черным по белому написано: “Парламент в раздельном заседании палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в мажилисе, а затем в сенате проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента республики... Если возражения президента не преодолены хотя бы одной из палат, закон считается принятым или принятым в редакции, предложенной президентом”. Однако в мажилисе сообщили - обсуждения в сенате не будет, ссылаясь на собственный регламент, где написано, что главное решение по возражениям президента принимает мажилис. Пункт 78-3 регламента парламента: “Если мажилис по итогам голосования не подтвердил ранее принятого парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений президента палатами парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной президентом”.
В общем, даже тут парламентарии умудрились объегорить. На этот раз не народ, а самих себя. И Конституцию.
Астана |