|
Сегодня вышел юбилейный, 1000-й номер газеты “Новое поколение”. В этот день мы решили дать слово тем, кто когда-то создавал наше издание, а теперь их разбросало кого куда: в другие области профессиональной деятельности, в другие страны, в новые миры... Слово - диаспоре “НП”
01. Марат Асипов,
редактор программы “Час Бендицкого”, ТРК “31 канал”:
“НП” - это своего рода маркер
- Мне повезло, что весной 1998-го я оказался у истоков газеты “Новое поколение”. До этого мне доводилось работать только в раскрученных проектах. Работать в газете с первого номера - это бесценный опыт. Нужно было меняться на ходу, что-то придумывать, от чего-то отказываться без сожаления, набивать шишки и локтями проталкиваться на рынок. Сейчас я понимаю, что тогда мы работали на энтузиазме, не совсем хорошо представляя, что у нас получится. Мы хватались за все темы, цепляли всех, когда по делу, а когда и без.
Судебные иски, ядовитая полемика с коллегами по цеху из других изданий, которые нам давали разные прозвища, обыгрывая название газеты, - это ли не свидетельства того, что “Новое поколение” стало событием на печатном рынке? Мы сидели в редакции на Новой площади до утра, материалы дописывались на ходу - редакционная кухня тех времен была больше похожа на коммунальную. Вместо газовых плит - компьютеры, лихорадочная верстка, вечно сорванный график. Зато в газете появлялись дерзкие даже по тем вольным временам материалы, люди с нетривиальными идеями, эксклюзивная информация и все то, что заставляло людей покупать каждую пятницу свежий выпуск. Из легкого хаоса и лихорадки первого года получилось вполне себе респектабельное издание, один из серьезных брендов казахстанской русскоязычной прессы. “НП” - это своего рода маркер. Если человек был принят в газету и проработал в ней длительное время, то уже сам этот факт является прекрасной профессиональной характеристикой.
02. Светлана Грибанова,
редактор отдела экономики и финансов журнала “Эксперт Казахстан”:
ДРУГАЯ газета
- Я не работала в “Новом поколении” с момента ее выхода в свет. Зато я ее читала с самого первого номера. Помню, как ждала появления “НП” в газетных киосках и на развалах. Честно говоря, не могу припомнить, чтобы какое-то издание привлекало меня в такой же степени сегодня. И понимаю почему: у “НП” был свой стиль, свое лицо - юное и дерзкое. В ней не было желтизны таблоида, чопорности делового издания, официоза государственных изданий. Это была ДРУГАЯ газета. К тому же в ней работали знакомые ребята и мне было интересно следить за их материалами. Как журналист, я могла оценить их мастерство, но даже не мечтала работать в “НП”. И все же это произошло. Меня пригласили осенью 1999 года корреспондентом, правда, с условием. Я должна была съездить в командировку в Шымкент. Кажется, там были какие-то нарушения при выборах в мажилис. Признаюсь, было страшно: все же это была первая моя рабочая поездка, да еще с таким серьезным заданием. Но думаю, я справилась с ним и была принята в штат.
Кстати, о командировках. Шымкент был первым в ряду моих открытий Казахстана. Потом были Актау, Атырау, Уральск, Семипалатинск... Рудник в Зыряновске, угольный разрез в Экибастузе, нефтяные месторождения, космодром Байконур, хлопковые поля в ЮКО. Мне кажется, если бы не “НП”, я бы никогда не увидела свою страну, открытую миру, как и тысячи моих сограждан, объехавших весь свет и ничего не знающих о Казахстане. Я до сих пор скучаю по настоящей репортерской работе.
Еще о команде, а мы были командой - сплоченной, профессиональной, могли решать любые задачи, так мне сейчас кажется. Мы дружили, нам было хорошо вместе. Это останется навсегда. Возможно, я романтизирую прошлое, но это значит, что оно было просто хорошим.
03. Ирина Гайкалова, Ганновер (Германия):
Жизнь как творчество
- Любимой газете 15 лет. Из них лет восемь я когда-то проживала с ней в ее рабочем ритме и формате, в ее пространстве и времени. Как все это было? Трудно и прекрасно одновременно. “НП” - это та часть жизни, которую вспоминаешь с легкой и светлой улыбкой, потому что все трудности и неприятности память стирает, убирает куда-то, оставляя только чувство... сопричастности. Да, сопричастности к какой-то приятной и волнующей тайне.
Хотя никаких особенных тайн, казалось бы, в создании очередного номера не было и нет: собран материал, написаны статьи и заметки, потрачены нервы журналистов и редакторов, подобраны фотографии, расставлены акценты, придуманы заголовки (которым всегда уделяется повышенное внимание!), сверстаны полосы. И все же было (и думаю, что есть) во всей этой напряженной деятельности нечто притягательное, особенное, то, что нельзя назвать обычным рабочим процессом...
В моих отношениях с газетой были разные периоды - вдохновенной работы и разочарований, обид, даже ухода. Да, я уходила один раз и думала, что навсегда. Прошло совсем мало времени, несколько месяцев я работала в другом издании, с другими людьми и в другом ритме. Помню, что всячески уговаривала себя: на новом месте все замечательно, мне ничего больше не нужно. И говорила это себе до тех пор, пока однажды не зазвонил телефон и меня не пригласили на встречу в “НП”, к главному редактору. Мне предложили попробовать начать все сначала, забыв обиды, с нуля. В тот момент все сразу встало на свои места - я поняла, что вернусь туда, где мне нужно быть, где все так, как мне нужно, - те самые люди, отношения с которыми не всегда бывают легкими, те самые заголовки, над которыми надо много раз подумать, споры, обиды, снова споры и примирения, много захватывающих разговоров на всякие темы, все так - даже мебель и свет. Все так, как надо, чтобы ощущать себя каждую неделю если не волшебником, то хотя бы его учеником.
Прошло уже более четырех лет с тех пор, как я уехала, решившись на новый виток в своей жизни - другая страна, другой язык, учеба в университете. Я ищу себя в другой сфере деятельности, хотя и не столь далекой от журналистики - социальной работе. Начинать все сначала, не будучи юным и беззаботным, - довольно тяжело. Но как-то получается, складывается, преодолевается. Я иногда думаю, что где-то на жизненном пути я получила какие-то навыки, которые пригождаются и теперь. Может, все было бы по-другому, если бы я когда-то не пришла в “Новое поколение”, не работала в том коллективе, не училась быть такой, какая есть... Кто знает...
Сегодня “НП” для меня - это светлые и теплые воспоминания, милые друзья, с которыми не прерывается общение через расстояния, это газета, которую я читаю и люблю. С праздником, дорогие журналисты-коллеги-друзья, с днем рождения нашей газеты, в которую вкладывается столько сил, времени, творчества, в которой работают такие замечательные профессионалы!
04. Мария Гордеева,
корреспондент Reuters в Центральной Азии:
Спасибо за школу “НП”
- В конце 90-х с косой ниже талии, отсутствием опыта, торжественной наглецой и диким желанием научиться я впервые вошла в двери редакции “НП”. Потом, многим позже, были уходы-расставания с газетой, но какие это были вкусные возвращения! Вот уж где не было границ для творчества!
Г-жа Пильгук научила писать и внимательно читать написанное. Г-жа Малахова, с ее полной важных контактов телефонной книжкой, выручала во всех историях.
Г-жа Грибанова научила считать деньги и внятно писать о них. И каждый, каждая очень дороги мне! Спасибо за школу “НП”!
05. Алексей Гостев,
шеф-редактор журнала “Огонек”:
Пусть случится новый взлет
- В “Новом поколении” я с подготовительного периода. В ту пору я находился в агентстве “Биг”, которое выпускало телепрограммы для “Хабара”, где я работал в “Новостях”, и к тому времени долгое время не писал - снимал документальные фильмы, делал новости, программы... И когда меня позвали в газету, мне казалось, что я дисквалифицировался как пишущий журналист. Предложили делать “Светскую хронику”, а мне не особенно хотелось этим заниматься. Я был уже не мальчик, чтобы бегать на фуршеты, быть в роли папарацци... У меня была серьезная, статусная работа. Но все же решил принять предложение. После первых выпусков “Светской хроники” я предложил полосу “Люди”, потому что хотел писать именно о людях. Этим мне нравилось заниматься. И я очень рад, что именно эта полоса - “Люди” - сохранилась по сей день.
Разделяю ли я тревоги, что читатели газет переместятся в интернет? Считаю, что живые газеты останутся. Театру тоже предрекали смерть, но он жив. Я бы никогда не стал читать журнал “Огонек” на мониторе. Мне нужно подержать его в руках, посмотреть фотографии, почувствовать, как пахнет бумага. Есть определенная культура чтения, она привита и ее уже не вытравить. И я считаю, что очень многие людей сохранили эту потребность - подержать в руках издание, почитать за вечерним чаем или утренним кофе. И это есть всюду - в Европе, Америке. Даже в отелях по утрам на полу перед твоим номером лежит свежий выпуск местной газеты.
Хотя Питер Брук говорил: “Театр рождается, живет и умирает”. Это, видимо, можно отнести и к газетам. Иногда они переживают собственную славу. Очень надеюсь, что это не про “Новое поколение”. Не хотелось бы, чтобы издание медленно умирало, как Венеция. Пусть “НП” чувствует новые импульсы, улавливает, что нужно новому поколению читателей, и не боится экспериментировать, меняться. Пусть с газетой случится новый взлет, как это произошло 15 лет назад, когда все начиналось.
06. Вячеслав Щекунских,
политический обозреватель “НП”, 2004-2007 гг.:
- Многие говорили: придя в “НП” однажды, сложно не то, что забыть эту редакцию, а сложно уйти из нее, двинуться дальше. И в отношении с этой редакционной семьей я себе напоминаю игрушку: шарик на резиночке. Как бы далеко ни оказывался, далеко от друзей, боевых товарищей - не укатишься, не колобок... Да и не хочется. Ведь они - часть тебя.
Пятнадцать лет - это и срок, и возраст. Срок, который дается на осознание содеянного, возраст отрочества. Думаю, и то и другое постигло создателей и поклонников газеты. Чем не повод для продолжения в том же духе?
“НП” для меня - это круг друзей, школа, вырастившая нескольких хороших журналистов, а также неплохая площадка для творчества, причем в условиях, когда журналистика уже превратилась в ремесло. А также приятные воспоминания об участии в интересных журналистских опытах. Что характерно, именно в этой газете принято выражать свою позицию. Многие ли могут сегодня себе это позволить?
07. Ольга Медведева, Торонто (Канада):
Подарок судьбы
- Свой первый день в “НП” я запомнила на всю жизнь. Это было 1 апреля 2000 года.
В “НП” мне понравилось сразу и безоговорочно. В кабинете не хватало столов и стульев, журналисты по очереди печатали свои статьи на двух компьютерах и старались делать это как можно быстрее, так что клавиатуры стучали беспрестанно. К моему удивлению, некоторые умудрялись делать до пяти статей в день.
Второе, что бросилось в глаза, - качественный уровень журналистского трепа. Журналистский треп - как раз то, что отражает микроклимат. Некоторые коллективы, где мне приходилось до того работать, обычно стенали: зарплата маленькая, низкие гонорары, редактор - зануда, газету закроют, откуда у босса новая машина, кругом - сплошная коррупция и криминал, куда катится Казахстан. В “НП” звучали высокие темы: детально и часто в жарких спорах здесь обсуждались новинки литературы, искусства, перспективы будущего Казахстана, геополитические вопросы, как нам обустроить казахстанскую глубинку, какой должна быть главная национальная идея, философия Востока и Запада, роль личности в истории. Это все равно, что с выступлений клубной самодеятельности попасть на концерт классической музыки.
Пройти школу “НП” означало закалиться духом. Острые материалы задевали многих власть предержащих. В адрес журналистов, по меньшей мере, звучали угрозы, в худшем случае применялось физическое давление. Мало кто даже среди НПшников знает, что на одну из журналисток был совершен наезд, к счастью, она улетела в кювет, отделалась многочисленными синяками. Другого журналиста вместе с его семьей редакция пару месяцев скрывала в горах в ожидании, пока не уладится конфликт. Еще один наш “папарацци” был схвачен частной охраной и пару суток просидел прикованный наручниками к батарее на даче высокопоставленного чиновника.
Однажды до нас дошли слухи, что наш автор был приговорен казахстанской братвой к расправе, правда, авторитеты авторитетов этот приговор отменили, ссылаясь - не поверите! - на объективность изложенных фактов. Другой раз наши информаторы сообщали, что оппоненты прибегли к услугам шаманов (!), чтобы прочитать мысли собкора “НП” и с помощью потусторонних сил воздействовать на его сознание.
Сколько невероятных историй мне пришлось услышать за восемь лет моего романа с “НП”! Нет ничего ценнее человеческого общения, и площадка “НП” как магнит привлекала уникальных собеседников. Собираясь в Канаду, из почти тысячи визиток героев моих прежних интервью я отобрала лишь триста. Как память о незабываемых минутах нашего общения.
Далеко не все значимые истории были опубликованы, самое интересное, конечно, оставалось за кадром, в журналистских блокнотах. Моя нереализованная тема - расследование валютного фонда ЦК ЛКСМ Казахстана, который, по полученной информации, после развала СССР был отправлен в Бостон (США). Проверить эту информацию так и не удалось.
08. Павел Михеев,
газета “Литер”, фотокорреспондент:
- “Новое поколение” - это в первую очередь становление меня как фотокорреспондента. Это первая моя практика работы фотокорреспондентом в газете вообще. Конечно же, это и люди, которых я не забываю и которых ценю. А также это путешествия, интересные события и новые знакомства. И я считаю, что просто необходимо пройти “школу” “НП”.
Хочу вспомнить, как мы с коллегами сплавлялись на плотах по реке Или, командировки и особенно рейд, направленный на борьбу с браконьерами в Атырауской области, на Каспии. Скажу честно - не было дня, когда не вспоминал свой коллектив “НП”. И сегодня, если есть немного времени, я всегда стараюсь приехать, поговорить с каждым и узнать, как дела.
Конечно, за это время было сделано многое. Однако 15 лет - это все же сравнительно небольшой срок. Поэтому необходимо работать и еще раз работать, и читатель, ради которого это все делается, конечно же, оценит. Здесь все как у человека - если остановился, значит, умер. Я хочу пожелать, чтобы “Новое поколение” было всегда.
09. Вячеслав Савин,
EURASIA FILM PRODUCTION, юрист:
- “Новое поколение” - это хорошие воспоминания. И отличные, порой даже больше, чем просто дружеские, отношения с моим коллективом. То, что газета не стоит на месте, постоянно меняется и растет, находит для читателя новые интересные материалы, - конечно же, заслуга коллектива. Газета читабельна и остается таковой на протяжении всех 15 лет. Я не скажу, что являюсь самым преданным читателем “НП”, но в те моменты, когда оказываюсь на борту самолета, я беру именно эту газету.
С каждым человеком, с которым я работал, у меня всегда были замечательные отношения. Этот коллектив, который я помню, для меня как большая семья. Всегда можно найти тему для разговора, выслушать, помочь или, наоборот, обратиться за советом.
10. Анна Шелепова,
начальник управления по работе со СМИ АО “Kaspi Bank”:
Ветер перемен
- День рождения “НП” - для меня невероятное событие! Газета сыграла важную роль в моей жизни. Я пришла в газету еще студенткой-первокурсницей и делала журналистскую карьеру параллельно с тем, как развивалось издание.
Мы стали практически семьей, не просто коллегами, а большими друзьями, но настало время что-то менять... О каких изменениях я говорю? Когда стоишь перед выбором, всегда испытываешь страх - это естественно. Но я пошла на определенный риск, и за последние годы в моей жизни произошло много знаковых событий - получила второе высшее образование в Москве, родила второго ребенка, наша семья самостоятельно организовала и построила первый бесплатный алматинский ледовый каток, в итоге я сменила сферу деятельности и поняла, что нет ничего невозможного!
Но “Новое поколение” осталось тем самым стартапом, с которого все когда-то началось... А все перемены произошли благодаря людям, которые меня окружали на протяжении долгих лет, у которых я училась.
Я желаю читателям “НП” окружить себя и свою жизнь именно такими позитивными людьми, а газете оставаться стабильной, не терять актуальности и, конечно, внедрять инновации, “хантить” ярких профессионалов, открывать новые рубрики, удивлять своих верных подписчиков сенсациями и расследованиями! |