|
Ольга Шишанова
В Казахстане может разразиться экологическая катастрофа “благодаря” трем видам опаснейших инсектицидов, применяемых в борьбе с саранчой
Такого мнения придерживается доктор биологических наук, профессор КазАгроуниверситета имени С.Сейфуллина Валерий Ажбенов. По его словам, три разновидности препарата группы неоникотиноидов, которые относятся к первому (наивысшему) классу опасности отрицательного воздействия на окружающую среду, уже в течение нескольких лет применяет Минсельхоз РК в борьбе с саранчовыми.
Между тем “от них отказались в странах ЕС, предпочтя 17 миллиардов евро убытков гибели пчел, которые оказались наиболее уязвимы к применяемым препаратам” (как известно, пчелы считаются своеобразной “лакмусовой бумажкой” при возникновении проблем экологического характера).
Ученый сетует на то, что “в советские времена была специальная комиссия, которая рекомендовала, чем и как бороться с той же саранчой”, а сейчас “у нас нет своих химических заводов по производству пестицидов, нет химической базы, нет специалистов...”
Вот и приходится, считает Ажбенов, пользоваться сверхдорогими, хотя и эффективными препаратами зарубежного производства против сельскохозяйственных вредителей. При этом “Минсельхоз сам их закупает, сам применяет, самостоятельно подтверждая или опровергая их эффективность”, подчеркивает профессор.
Однако специалисты Министерства сельского хозяйства республики полагают, что ученый несколько сгущает краски, поскольку, согласно законодательству, министерство не может самостоятельно принимать такие решения.
“Во-первых, у нас существуют специалисты по надзору - инспектора по защите растений, во-вторых, за 31 год моей работы в сфере сельского хозяйства я ни разу не был свидетелем того, чтобы ученые каким-то образом контролировали нашу работу”, - говорит председатель Комитета госинспекции АПК МСХ РК Сакташ Хасенов. Да и об отсутствии специалистов также говорить не приходится, считает эксперт, поскольку “сельхозведомство давно и успешно сотрудничает с Институтом защиты растений”.
Что касается отказа использования трех сильнодействующих препаратов в борьбе против саранчовых на территории сельхозугодий ЕС, то временный мораторий сроком на два года (с продолжением дальнейшего изучения их вредоносности на окружающую среду) введут только с 1 декабря 2013 года.
Однако это не умаляет возможной опасности их применения уже сегодня, хотя, по мнению экспертов Европейского агентства по продовольственной безопасности (EFSA), является таким же спорным моментом, как и ГМО.
Этого же мнения придерживается и вице-министр сельского хозяйства Муслим Умирьяев.
“Любые пестициды представляют угрозу для теплокровных. Опасны они и для пчел. Например, для того, чтобы свести риск к минимуму, еще в советское время пчеловодов всегда предупреждали об обработке полей в тех местах, где были расположены пасеки, чтобы ульи были перенесены в безопасное место на время действия химпрепаратов. Делаем мы это и сейчас. Другой вопрос - насколько фермеры к этому прислушиваются”, - говорит он.
В то же время никто не спорит, что препараты биологического производства дают меньшую нагрузку на окружающую среду, но эффективность их использования - не более 50 процентов, в то время как химия “побеждает” в 95 процентах случаев.
Но прежде чем воспользоваться ею, Минсельхоз, по словам Умирьяева, проводит тщательный мониторинг регионов, нуждающихся в обработке против вредителей, особенно против саранчовых, данные которых затем наносят на электронную карту.
Более того, в планах сельхозведомства закуп GPS-трекеров, которые смогут отслеживать и контролировать весь процесс химобработки, сводя риски к минимуму.
Несомненно, все эти меры должны поспособствовать тому, чтобы уменьшить ущерб от “восьмой казни египетской”, поскольку, по данным Комитета госинспекции АПК МСХ РК, в нынешнем году ожидается значительное увеличение площадей распространения саранчовых вредителей.
Например, если в прошлом году химобработку против стадных видов саранчовых вредителей провели на площади в 2228,4 тысячи гектаров при прогнозе в 1977,4 тысячи гектаров, то, по данным прогноза 2013 года, распространения саранчовых вредителей ожидают на площади уже в 2852,3 тысячи гектаров.
Для борьбы с ними из республиканского бюджета сегодня выделили 1836 миллионов тенге, кроме того, ожидают еще дополнительных средств в размере 116 миллионов тенге.
Астана |