|
Ботагоз Омар
В то время как госорганы строят планы по развитию отечественного автопрома, который в последние годы демонстрирует уверенный рост, казахстанские эксперты считают, что в условиях Таможенного союза прогрессировать достаточно сложно. Так как границы с великим северным соседом у нас открыты, то возможности ограничения ввоза продукции российского автопрома в страну нет. При этом “российская экспансия - это свершившийся факт”, многозначительно заявили в ходе недавнего машиностроительного форума
По прогнозам профильного министерства, от регулятивных и законодательных инициатив которого напрямую зависит самочувствие казахстанского бизнеса, работающего в сфере автомобилестроения, - Министерства индустрии и новых технологий РК, отечественный автопром имеет все шансы на то, чтобы в десятки раз увеличить свои производственные мощности. В результате реализации разрабатываемой сейчас стратегии развития выйдет на производство 300 тысяч автомобилей в год, сообщил во вторник первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.
“Если раньше о наличии отечественного автопрома вообще не приходилось говорить, то теперь наша мечта - производить ежегодно до 300 тысяч машин. В этих расчетах мы исходим как из емкости внутреннего рынка, так и из тех планов по экспорту, которые у нас есть в плане обмена марками прежде всего”, - отметил он в ходе заседания круглого стола по вопросам автомобилестроения, организованного под эгидой двухдневного форума машиностроителей Казахстана.
|
Альберт Рау - первый вице-министр индустрии и новых технологий РК - верит, что Казахстан станет автомобильной державой |
По официальным данным, из около ста тысяч автомобилей, проданных в прошлом году, пятая часть (около 20 тысяч) - это продукция отечественного производства. И так как большинство из четырех миллионов автомобилей, зарегистрированных в стране, являются подержанными, емкость казахстанского рынка значительно больше. Тем более, учитывая динамику, ведь, единожды сев за руль, мало кто отказывается от желания быть водителем, постоянно стремясь к обновлению авто и покупке более престижных и новых четырехколесных друзей.
В свою очередь, управляющий директор консалтингового агентства Qncepto Олег Алферов поделился мнением, что если тарифная защита от импортного давления на границы Казахстана есть, пусть и очень мягкая по мировым меркам, то возможности ограничения ввоза продукции российского автопрома у республики нет. “Угроза не просто нарастает, сегодня мы имеем дело фактически с ползучей экспансией, да простят меня российские коллеги. Российская экспансия - это свершившийся факт”, - заявил он с высокой трибуны. Он привел данные, согласно которым часть казахстанского рынка, которая могла осваиваться отечественными предпринимателями, уже отошла в пользу их российских конкурентов.
Эксперт выразил мнение, что для того, чтобы противостоять столь мощной угрозе, как российский автопром, меры господдержки должны оказывать гораздо активнее, чем в РФ. Анализ предоставляемого госпакета двух стран показал, что к плюсам ведения автобизнеса в нашей стране относятся лишь разница в ставке НДС и стоимость энергоресурсов, чего явно недостаточно. А по ряду пунктов, таких, например, как доступ к капиталу и возможности транспортировки, казахстанский инвестор находится в менее привлекательном положении, чем российский производитель.
“Не стоит забывать, что процесс распределения производственных мощностей на постсоветском пространстве сегодня близится к финалу, успеет ли Казахстан запрыгнуть в последний вагон этого поезда или нет? Вопрос к профильным госведомствам: смогут ли они предложить конкурентоспособную стратегию развития автопрома, а главное, исполнить ее?” - заявил Алферов, напомнив, что “производство легковых автомобилей достигло в минувшем году рекордных в национальных масштабах 12 тысяч единиц - в 5,9 раза больше, чем в первый год работы ТС”.
|
Альберт Рау - первый вице-министр индустрии и новых технологий РК - верит, что Казахстан станет автомобильной державой |
Но, чтобы казахстанскому автопрому в полной мере получить выгоду от этого шага, нужно снижать себестоимость продукции или находить серьезных партнеров в лице мировых автогигантов.
“Подчеркну, что все действующие сейчас в Казахстане производственные площадки по-прежнему представлены исключительно режимом крупноузловой сборки. В то же время доля автомобилей российского происхождения в период с 2009-го по 2012 год возросла с 35,5 до 49,8 процента, то есть до половины рынка”, - сообщил он.
В ответ на это вице-министр МИНТ РК обратил внимание на то, что программа развития автомобильной отрасли Казахстана проходит обкатку в соответствующих госорганах и профильных ассоциациях. Она предусматривает создание в Казахстане органа по сертификации, испытательного центра и секретариата. “Мы должны совместно с бизнесом определить формат создаваемой испытательной базы, учитывая при этом, что с 2015 года вступает в силу техрегламент ТС по безопасности колесных транспортных средств. К 2015 году мы эту проблему должны решить”, - сказал он, добавив, что в настоящее время в Таможенном союзе собственной испытательной базой обладают только Россия и частично Белоруссия.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |