|
Ольга Шишанова, Андрей Губенко
Казахстан и Китай в очередной раз заложили основу нового проекта вододеления трансграничных водоемов, планируя завершить научные работы по оценке водных ресурсов двух стран к 2014 году, а к 2015-му - разработать соглашение по вододелению между Казахстаном и КНР
Нужно сказать, что Казахстан, в принципе, большую часть своих вод получает из- за границы. Из Китая - реки Иртыш и Или, а также еще 20 не столь больших трансграничных рек, из Кыргызстана - Сырдарья. Тот же Иртыш, связывая три страны, объединенные отношениями стратегического взаимодействия, - Китай, Казахстан и Россию, вот уже не одно десятилетие является предметом переговоров на самых разных уровнях.
И если Казахстан и Россия быстро пришли к пониманию в общем вопросе, как совместно управлять рекой, то у Китая на этот счет по-прежнему своя позиция.
Китайское гидротехническое наступление в Средней Азии началось еще в 70-е годы прошлого века, когда более трети вод трансграничной реки Или было разобрано на орошение в большой мере именно на китайской территории, в результате чего возник кризис обмеления озера Балхаш.
Водозабор из Черного Иртыша для нужд сельского хозяйства в КНР был начат на рубеже 80-х годов. А уже в 1998 году началось сооружение канала для снабжения водой центральной части СУАР. Когда распался СССР, Китай, ни на кого не оглядываясь, приступил к завершающему этапу создания грандиозного сооружения в ранее малонаселенных западных регионах страны - канала шириной 22 м и протяженностью 300 км для отвода вод Черного Иртыша на Карамайские нефтепромыслы в Синьцзяне.
Максимальная пропускная способность канала не оглашается, но, согласно мнению казахстанских специалистов, отбор стока Черного Иртыша составляет сегодня около 10 процентов. Эксперты предрекают, что к 2020 году отбор стока достигнет уже 25 процентов, полагая, что планы, принимаемые Пекином без согласования с партнерами по ШОС, чреваты не только для Казахстана, но и для России новыми экономическими и экологическими вызовами.
При этом китайская сторона стремится максимально снизить уровень переговоров, в большинстве случаев ограничиваясь консультациями между водохозяйственными ведомствами.
Подобная тактика, которая вызывает тревогу даже в ООН, может позволить китайской стороне завершить собственные проекты в запланированные сроки, то есть до начала мониторинга ситуации в верховьях рек Иртыш и Или, поставив казахстанскую сторону перед свершившимся фактом широкомасштабного использования соответствующих водных ресурсов на территории СУАР Китая.
Например, строительство серии водоотводных каналов и водохранилищ на притоках Иртыша, по расчетам специалистов-гидрологов, может привести к тому, что общий забор воды из реки резко возрастет до 37 процентов от годового стока этой важнейшей водной артерии.
Как считают некоторые китайские эксперты, даже по их оценкам, это намного превысит допустимый уровень забора воды, который, согласно международным стандартам, не должен превышать 12 процентов. Соответственно, это будет иметь тяжелые последствия для экономики и экологии Казахстана.
По данным российских специалистов из Института СовИнтерВод, сделавших в далеком 1996 году расчеты предельно возможного уровня изъятия стока Иртыша без проведения компенсационных мероприятий, в случае реализации китайского проекта “огромному региону размером с Францию грозит участь второго Арала”.
С этим мнением согласны и казахстанские специалисты. В частности, Даурен Тлеубаев полагает, что “основная опасность будет угрожать озеру Зайсан в ВКО, а затем и всему региону”.
Российский эксперт Сергей Лузянин особо отмечает нежелание Китая обсуждать проблемы Иртыша в трехстороннем формате или в рамках ШОС. В то же время, по его словам, “существует проблема совместного использования Аргуни, Амура, такие же водные проблемы не могут решить с Китаем азиатские страны бассейнов Меконга и Брахмапутры”.
В отношении реки Или расчеты российские специалисты не делали, но район озера Балхаш, в который впадает эта река, уже сегодня является островододефицитным, и планируемое китайской стороной изъятие части стока, по мнению гидрологов, будет означать “отмирание большей части озера с последующей экологической катастрофой региона”.
Астана
Несмотря на то, что проблема трансграничных рек с Китаем - очевидно застарелая и трудно решаемая, мы полагаем, что у Казахстана все-таки есть шанс добиться положительного ее решения.
И дело, конечно, не в том, что нынешнее соглашение будут обсуждать с новым руководством КНР, хотя, безусловно, это плюс: прежняя администрация Поднебесной никак не желала идти на компромисс. Но главное все-таки в другом.
Переговорщикам от нашей стороны необходимо изменить, если угодно, свою философию. Перестать относиться к трансграничным рекам как к непререкаемой своей собственности, на которую покушается сосед. Это именно наш общий с ним ресурс. А значит, на компромисс надо быть готовым идти самим, а не только требовать этого от другого.
Да, Китай забирает воду из Или и Иртыша, и этот забор с каждым годом становится все больше. А воды - меньше. А может, стоит спросить себя: а сами-то мы справедливо забираем воду из этих рек для полива и прочих хозяйственных нужд? Столько ли, сколько нужно, или по привычке - не считая? Например, каналы, посредством которых илийской водой поливают рисовые чеки: все ли 100 процентов (ну или хотя бы 90) эффективно используют для орошения или большая часть воды бесславно уходит в пески? Не пора ли нам вводить систему капельного орошения, как во всем цивилизованном мире? Вместо арычной, с позволения сказать, “системы”, которая у нас до сих пор - безальтернативная основа поливного земледелия.
Надо все это подсчитать, и если арифметика не в нашу пользу, сделать необходимые выводы - построить новую поливную инфраструктуру. Да просто выяснить сначала, сколько это будет стоить. И уже с этими цифрами садиться за стол переговоров с китайцами. И не только потому, что этого требует культура переговоров, которой мы демонстрируем свое уважение к партнеру. Логика и практика подсказывают, что без этого никто с нами всерьез говорить и не будет. Ведь без цифр и готовности идти на компромисс наша позиция, какой бы она ни казалась нам справедливой, будет всего лишь набором дикарских эмоций. Таковой, во всяком случае, она будет представляться со стороны.
И, без сомнения, таковой ее преподнесут китайцы сторонним арбитрам, если такие вызовутся, ООН, например, или какие-то другие международные организации. |