|
Ботагоз Сейдахметова
Зороастрийский праздник весеннего равноденствия, пожалуй, один из самых древних праздников человечества. Потому как пришел к нам с тех далеких пор, когда люди еще не умели выражать свои мысли письменно, молились языческим богам, солнцу, ветру, огню и жили в союзе с природой.
В современном мире Наурыз (или от персидского - Новруз - новый день) празднуют народы, живущие на территориях, где некогда была распространена религия Спитама Зороастра. Это государства Центральной Азии, Азербайджан, Россия, Турция, Индия и, конечно, Иран. Собственно, религия Зороастра захватила в свое время всю Великую Персию и была в течение долгого времени официальной религией Ирана
Итак, праздник, который для большинства казахстанцев связан с приходом весны, широкими народными гуляньями, праздничным угощением в виде наурыз-коже, баурсаков и плова, на деле означает непокоренную религию Зороастра, которая выжила под натиском ислама, пришедшего от завоевателей-арабов. Эдакий гимн и весне, и зороастризму.
Впрочем, сегодня вряд ли кто-то знает, что это за религия такая и каким образом она умудрилась пережить все мусульманские реформы в наших странах. Мне вообще кажется, что правоверный мусульманин просто из принципа не должен есть наурыз-коже. В знак праведного протеста. По этому поводу существует даже хадис от Абу Давуда: “Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину, там народ справлял два праздника. Эти дни были днями веселья и радости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что это за дни (в чем их сущность)?”. Ему ответили: “Во времена джахилии (язычества) мы развлекались в эти дни”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Аллах вам заменил те два праздника на два более полезных праздника - это Курбан и Ораза”.
Пожалуй, сегодня истинными зороастрийцами остаются только парсы в Индии. Они бежали из Персии, по некоторым данным, в 651 году и к 717 году обосновались в Индии, близ Бомбея. Если верить научным источникам, то сегодня в Индии живут около 120 тысяч парсов. В самом Иране их осталось только 30 тысяч. Парсы в Индии живут обособленно, по сути, это аристократия, потому как большинство из них не только духовные, но также хорошо образованные, высоконравственные люди. Среди индийских парсов много очень богатых людей.
Для зороастрийцев мир - это борьба сил зла и сил добра. Зороастриец должен иметь благие мысли, говорить благие слова и делать благие дела. Вечного спасения достигает только тот, кто совершил больше нравственных поступков.
С другой стороны, известно, что наиболее заточенные на традициях зороастрийцы практикуют жестокие ритуалы. И все же большинство парсов - люди адекватные и к вопросам своей религии относятся без фанатизма.
В Турции Наурыз был долгое время под официальным запретом - с 1925 по 1991 год. Его начали официально отмечать тогда же, когда и постсоветские республики. Не знаю, как в Турции, но на юге Казахстана и в Узбекистане всегда отмечали Наурыз, и внешне все напоминало другие языческие праздники у христианских народов, такие как рождественские колядки, когда дети ходят по домам, поют песни и получают от хозяев угощение - сладости и печенье. Потом наши родители собирались в одном из дворов и готовили праздничный суп из семи разных зерновых культур. Это тут, в Алматинской области, наурыз-коже почему-то готовят с мясом. Впрочем, может, так оно и надо? Ведь мы, тюрки, внесли в этот праздник собственные культурные атрибуты, отличные от персидских. Как бы то ни было, Наурыз включает в себя элементы и иранской, и туранской (тюркской) культур. Эти культуры давно дополняют друг друга.
Известно также, что, согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Так что праздник встречи весны и долгого светового дня включает в себя также и праздник поминания душ предков.
Между тем Наурыз, или Новруз, уже четыре года как входит в репрезентативный список ЮНЕСКО как памятник нематериального культурного наследия человечества. Теперь каждый год 21 марта Наурыз отмечают на международном уровне.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН Пан Ги Мун
ПОСЛАНИЕ ПО СЛУЧАЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ НОВРУЗ 21 марта 2013 года
В это особое время года в регионе, отличающемся богатым многообразием, самые разные люди собираются вместе для ежегодного празднования Новруза, который знаменует собой наступление объединяющих нас высших сил.
Новруз, праздник Нового года, отмечаемый в первый день весны, является многовековой традицией во многих странах Западной, Центральной и Южной Азии, Кавказа, Балкан, а также за их пределами.
С празднованием Новруза связано множество культурных обычаев. Праздничные обряды могут включать в себя конные скачки, традиционную борьбу, исполнение песен на разных языках, выступления сказителей, повествующих о мифическом царе Джамшиде, и зажигание свечей перед домами. Эти разные проявления магии праздника Новруз проповедуют одну и ту же идею - идею человеческой солидарности.
Соавторами успешной инициативы по включению Новруза в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО выступил целый ряд стран. Уже сами по себе совместные усилия Азербайджана, Индии, Исламской Республики Иран, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Турции и Узбекистана доказывают ценность единства в многообразии.
Новруз не только объединяет между собой страны, он напоминает нам о том, что мы должны дорожить нашей общей планетой. Прославляя красоту природы и возрождение весны, Новруз может в равной степени вдохновлять и людей, отмечающих этот праздник, и тех, кто просто знает о его существовании, на то, чтобы с еще большим усердием заботиться об охране окружающей среды.
В этот международный день Новруз я желаю всего наилучшего тем, кто его празднует, и выражаю надежду на то, что все люди воспользуются этим поводом для созерцания красоты природы, предвкушения весны и размышления о силе культуры, способной созидать мир. |