|
Юлиана Жихорь
Казахстан активно развивает собственную оборонку. В стране уже собирают танки и вертолеты, производят тепловизоры, приборы ночного видения и еще много всего “только для военных”. В планах - продолжение модернизации существующих предприятий гособоронзаказа и строительство новых. Однако, если судить по мировым тенденциям, в ближайшее время масштабы оборонной промышленности уменьшатся до нанотехнологий
Мировой экономический кризис не мог не коснуться оборонной сферы. Еще год назад первая сотня мировых ведущих оборонных концернов подсчитывала убытки - объем их продаж сократился на 5 процентов до уровня 410 миллиардов долларов. Причина - тотальное сокращение государственных бюджетов из-за глобального финансового кризиса. Впервые за последние 20 лет.
“Программы бюджетной экономии, снижение расходов на ВПК, а также сдвиг на более поздние сроки выдачи соответствующих разрешений на отдельные образцы военной продукции привели к уменьшению объемов продаж вооружений в Северной Америке и Западной Европе”, - указано в ежегодном докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). Так, например, Греция, на которую еще в 2010 году приходилось 3 процента всех мировых закупок оружия, в последние пару лет никаких контрактов на их поставку не заключала.
В нынешнем году сокращение оборонного бюджета коснулось и США. Бюджет Пентагона планируют сократить в общей сложности на 500 миллиардов долларов в течение ближайшего десятилетия. Под секвестр не подпадут лишь зарплаты солдат и медицинская страховка.
Однако интересный факт: озвученные SIPRI данные аккумулировали информацию о внутренних и внешних заказах стран-производителей вооружения. (Надо учитывать, что исследование Стокгольмского института не учитывает данные КНР. И это при том, что внутренний гособоронзаказ Китая по объему является вторым после США.) При этом, если смотреть на цифры, основное сокращение коснулось именно внутреннего спроса. Внешний же, напротив, продолжает расти.
Так, мировой объем экспорта вооружений составил в 2010 году 55,76 миллиарда долларов, в 2011-м - 64,6 миллиарда, а в 2012-м - 68,6 миллиарда долларов. (Речь идет лишь о первой сотне мировых концернов.)
Многие страны при этом делают упор на кибербезопаность. Так, Вашингтон, в обмен на сокращение бюджетных дотаций на вооружение делает ставку на создание щита интернет-безопасности страны. Причем основным “врагом” в Белом доме считается Пекин. Якобы за частыми кибератаками на крупные компании в США стоит “секретное китайское военное подразделение”.
Впрочем, кибербезопасность сегодня - одна из популярных тем для лоббистов увеличения военных бюджетов разных стран. В том числе и Казахстана. Однако у нас эта сфера сегодня значительно отстает от мировых тенденций.
Дело в том, что в Казахстане основной упор сделан на создание собственной базы вооружений: в стране ремонтируют танки (точнее, на базе АО “Семей инжиниринг” происходит капитальный ремонт и модернизация бронетанковой техники и вооружения, в том числе и танков Т-72), действует завод по строительству военных катеров, запущена сборка вертолетов “Еврокоптер” (с 2010 года под Астаной действует СП “Еврокоптер Казахстан инжиниринг”, владельцами которого на паритетной основе являются АО “НК “Казахстан инжиниринг” и дочерняя компания концерна EADS - Eurocopter. Основная деятельность производства - сборка, продажа, техническое обслуживание вертолетов ЕС-145. В ближайшее время запустят линии по сборке военных видов вертолетов ЕС-645 и ЕС-635).
В Астане же пару лет назад открыли ТОО “Казахстан ASELSAN инжиниринг” (совместно с турецкой компанией ASELSAN (49 процентов) и Комитетом оборонной промышленности Турции (1 процент), целью которого является производство электронно-оптических приборов (приборы ночного и дневного видения, тепловизоры, оптические прицелы и т.д.). Например, приборы разведки SHARPEYE, EXPLORER и FALCONEYE. В ближайшее время в Кокшетау на базе АО “Тыныс” планируют запустить производство бронежилетов. В общем, ежегодно военный бюджет на строительство новых производств и закуп технологий растет в геометрической прогрессии.
Взять, например, отчет АО “НК “Казахстан инжиниринг” (главный управляющий финансовой, производственной и технологической политикой военных предприятий страны). Образованная 10 лет назад компания увеличила свои активы в 7,3 раза - с 6 миллиардов тенге до 43,5. А текущий год намечено закончить с объемом активов в 66 миллиардов. Объем инвестиций увеличился с 236 миллионов в 2003 году до 7,7 миллиарда, собственный капитал компании вырос с 1,6 миллиарда тенге до 21 миллиарда, уставный капитал - с 429 миллионов до 12,1 миллиарда тенге, или в 28 раз.
Но если посмотреть особенности производств, то станет видно, что основная масса военно-промышленной базы - модернизированное старое вооружение. Из новых технологий разве что сборка КАМАЗов да вертолетов. Оно, конечно, для Казахстана все эти технологии новые, да и рабочие места создают. Последнее особенно немаловажно в рамках отечественной социальной политики. Да вот одно “но” - при скорости нынешних технологий все то, что сегодня в Казахстане модернизируют, через тройку-пятерку лет станет утилем. А это означает переполнение рынка, спад в отрасли и, как следствие, сокращение рабочих мест и тому подобные “прелести” экономических последствий.
Да что там говорить, уже сегодня многие отечественные военные предприятия массово производят то, что, в принципе, в таких объемах Казахстану и не нужно. Взять, например, уральский завод “Зенит”, выпускающий специальную технику, катера и корабли. Обмеление Урала привело к тому, что военные корабли таскают посуху до Каспия за 700 верст. Да и те в ближайшем будущем уже не будут нужны в таком количестве на внутреннем море - Россия прекрасно обходится на Каспии без покупки казахстанских катеров. Куда девать несколько сотен работников, собирающих кораблики буквально вручную - большой вопрос.
Выход в этой ситуации - либо переориентирование военных производств в мирное русло (благо опыт конверсии у нас есть еще с перестроечных времен), либо переход на выпуск продукции, ориентированной на экспорт. Ведь, как уже было сказано выше, экспортная торговля вооружения растет год от года.
Впрочем, на днях глава “Казахстан инжиниринг” Болат Смагулов уже заявил, что ближайшая задача его компании - стать “транснациональной” и выйти на экспортные рынки. Так что не исключено, что при грамотном рыночном подходе и при, разумеется, эффективных схемах действий Казахстан вполне может стать одним из экспортеров вооружения. Если, конечно, будет делать акцент не только на сохранении и создании рабочих мест, но и на развитие (ну или, в крайнем случае, импорте) военных технологий, которые сегодня все больше переходят на наноуровень и в сферу информационных технологий. Только вот не опоздать бы...
Астана |