|
Юлиана Жихорь
Власти Казахстана не знают точное количество трудовых мигрантов страны. Но планируют получать с них 6 миллиардов налогов ежегодно. Социальных же гарантий представителям временной рабочей силы правительство предоставлять не намерено
Вчера в мажилисе депутаты обсуждали поправки в законодательство по вопросам трудовой миграции. Вопросов у народных избранников возникло не меньше, чем проблем в этой сфере.
А чего-чего, но проблем тут действительно хватает. Начать с того, что в стране до сих пор не налажен учет трудовых мигрантов - гастарбайтеров. По одним данным, таких имеется около 50 тысяч человек, по другим - 300 тысяч. Третья статистика еще более внушительная - некоторые говорят о наличии в стране до полутора миллионов трудовых мигрантов. По сути, власти лишь фиксируют въезд в страну иностранцев, малая часть из которых честно пишет в миграционной карте цель приезда - “работа”. А сколько из них в реальности становится рабочими руками - неизвестно. Причем чаще всего такие люди нанимаются на работу не фирмами-компаниями, а частными лицами. Не платят налогов.
Для последних-то отечественные власти и решили упростить процедуру выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. По мнению министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева, это позволит легализовать большую часть мигрантов. Разрешение будут предоставлять на срок от одного до трех месяцев, но может быть продлено до одного года. “Принятие законопроекта позволит создать механизм легализации нелегальных трудовых мигрантов в стране и усилить контроль за их пребыванием”, - заявил министр. Добавив, что в Трудовой кодекс вносят дополнения, предусматривающие заключение трудового договора с иностранным работником в пределах установленного срока.
Но чтобы иностранец смог легально устроиться на работу к частному лицу, он тоже должен пройти процедуру “натурализации” - оплатить в налоговые службы индивидуальный подоходный налог “с доходов, получаемых за работу у физических лиц, не являющихся налоговыми агентами”. “Мигрант будет вносить платеж в размере двух расчетных показателей за каждый месяц, на который дается разрешение. С учетом того, что в стране насчитывается около одного миллиона непродуктивных самозанятых, которые заняты на личных подворьях, принятие проекта позволит легализовать деятельность значительной части мигрантов, защитит казахстанский рынок труда”, - заявил Досаев.
Мажилисмен Еркин Шпанов весьма озабочен тем, что налоги с таких “частных” мигрантов будут неадекватными - мол, зарабатывают-то мигранты побольше, чем мы хотим налогов с них взять. Он привел в пример Кыргызстан и Таджикистан. В первую страну средства, поступающие от трудовых мигрантов за рубежом, достигли 29 процентов от ВВП страны (и это только через банковские переводы - объем ввозимых наличных денег нигде не учитывается). По данным Нацбанка Таджикистана, объем банковских переводов в страну в прошлом году преодолел “психологическую отметку” в три миллиарда долларов. “Часть этих денег имеет казахстанское происхождение”, - убежден депутат.
Впрочем, министр экономики считает, что налог в три с лишним тысячи тенге (2 МРП) вполне адекватен. Ибо, как подсчитали в правительстве, средняя зарплата трудового мигранта составляет до 50 тысяч тенге в месяц.
Тогда депутаты подняли еще один вопрос - социальных гарантий для мигрантов. Что делать, если мигрант получил травму на производстве? Иностранная практика показывает, что в этом случае работодатель (разумеется, официальный) обязан выплачивать пострадавшему пожизненную пенсию. И эта норма закреплена законом. У нас это нигде не прописано. Поскольку, как сообщил Досаев, “у иностранцев должна быть страховка, которую они делают, приезжая в нашу страну”. В нашем законодательстве же нет норм, согласно которым государство (или работодатель), обязано решать социальные вопросы иностранных граждан. Впрочем, министр оговорился, что в случае с приглашением иностранной рабочей силы юридическими лицами такая ответственность может быть зафиксирована. Потом.
Айгуль Соловьева не преминула напомнить министру, что “у нас есть международные соглашения, по которым мы, как страна, взяли обязательства по обеспечению мигрантов: обучению их детей, предоставлению медицинской помощи и т.п. То есть это целый пакет услуг социального характера”. Депутат задала логичный вопрос: рассчитывали ли в правительстве часть средств, собираемых в виде налогов с гастарбайтеров, направить на обеспечение мигрантам достойной жизни? “Поскольку это принято во всех цивилизованных странах. И если мы подписанты таких соглашений, то мы их должны реализовать”, - заявила депутат.
“У нас прямых социальных обязательств нет - прокомментировал министр казахстанское отношение к практике цивилизованных стран. - Потому что мы установили срок максимального нахождения (в Казахстане. -
“НП”)... Тут поднимался вопрос об отпусках... То есть, если меньше календарного года, таких норм физических нет. То, что по социальным гарантиям, то это ложится только по законным трудовым мигрантам, которые приглашены юридическими лицами. И в этом случае работодатель берет на себя обязательство обеспечить весь социальный пакет, который необходим”.
Что касается временной рабочей силы, то на них социальные гарантии могут распространиться лишь в рамках норм межправительственных или межгосударственных соглашений, пояснил Ерболат Досаев.
Астана |