|
Ботагоз Омар
Судьба акций той или иной компании в Казахстане пока напрямую зависит от административных действий со стороны государства. Это наглядно показал пример однодневного введения моратория на покупку накопительными пенсионными фондами страны негосударственных ценных бумаг. В минувший четверг этот шаг Нацбанка резко снизил стоимость акций КТО - АО “КазТрансОйл” - на Казахстанской фондовой бирже более чем на пять процентов, когда их цена упала с 801 до 759 тенге.
Заметив динамику, которая может “на нет” свести все правительственные планы по внедрению Народного IPO, главный банк страны на следующий день снял это ограничение. В итоге цена акции приблизилась к своему первоначальному уровню
О том, что у пенсионных фондов страны нет эффективных инструментов, в которые они могут вкладывать свои средства, не говорил только ленивый. До запуска правительственной акции Народного IPO они могли вкладывать свои инвестиции в основном в ценные бумаги, выпущенные главным банком страны и Министерством финансов, а также если они выпускались под гарантию правительства или были связаны с облигациями ФНБ “Самрук-Казына”, выпущенными акиматами на местах. Во время открытия книги заявок по размещению ценных бумаг первопроходца этой масштабной акции от государства - АО “КазТрансОйл” - пенсионные фонды проявили большую активность. Но в связи с тем, что их заявки рассматривали после того, как удовлетворили заявки физических лиц, далеко не все НПФ смогли стать их владельцами.
В минувший четверг, 24 января, Нацбанк, по сути, ввел мораторий на инвестирование пенсионных средств в негосударственные ценные бумаги, указав, что теперь активы НПФ можно вкладывать только на приобретение ГЦБ в рамках первичного размещения, совершать операции обратного репо и направлять на покупку аффинированного золота. Регулятор заявил, что данное ограничение будет действовать “до определения направлений дальнейшего развития накопительной пенсионной системы”.
Поводом для таких действий стало поручение главы государства, озвученное днем ранее (23 января) в ходе совещания в Акорде по итогам 2012 года и задачам по реализации Стратегии-2050. Тогда Нурсултан Назарбаев заявил, что в стране “надо создать единый пенсионный фонд, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов”.
Исполнять это поручение Нацбанк начал сразу же, не рассчитав того, к чему могут привести подобные меры. Но буквально в течение нескольких часов после введения моратория стоимость акций КТО начала стремительно падать. Ведь действия регулятора привели к уменьшению спроса со стороны профессиональных участников на рынке ценных бумаг страны. А отсутствие спроса, по законам экономики, неминуемо влечет падение цены. Как результат, по итогам торгов 24 января стоимость акций упала с 801 до 759 тенге.
Отметим при этом, что здесь уже под сомнение было поставлено одно из главных направлений нынешней политики (также, кстати, находящееся на контроле Лидера нации), которое касается приватизации госкомпаний путем размещения их акций в ходе Народного IPO.
Спохватившись, Нацбанк на следующий день исправил свою ошибку, сняв ограничения на покупку пенсионными фондами акций КТО, выдав рекомендации по ценовому диапазону 750-850 тенге.
Это вернуло ситуацию с акциями КТО “на круги своя”. По состоянию на 28 января их стоимость составила 801 тенге. Государство будет делать все, чтобы стоимость акций КТО набирала обороты (или хотя бы не падала, как это было в соседней России при публичном размещении акций банка ВТБ). Ведь от этого “первопроходца” зависит успех размещения акций второго и третьего эшелонов крупнейшей правительственной кампании - Народного IPO.
Кстати, учитывая риски, которые несут все инвесторы при участии на фондовом рынке, меры Национального банка, предпринятые 24 января, вполне оправданы. Таким образом регулятор намерен обезопасить средства казахстанцев, вложенные в пенсионные активы. Однако почему главный банк страны не высказывал свои сомнения ранее? Неразвитость фондового рынка и отсутствие инструментов для вложения загоняют НПФ в решение проблемы “палки о двух концах”. Когда, с одной стороны, имеет место быть их убыточная деятельность (что также ничего хорошего вкладчикам не сулит), с другой - риски, с которыми сопряжена игра на фондовом рынке.
С созданием единого пенсионного фонда вопрос покупки или продажи акций станет еще более административным: если государство не имело права напрямую воздействовать на частные фонды, то на единый это сделать гораздо легче, причем для этого не обязательно будет действовать через Нацбанк, а потому эти вопросы будут решать в более закрытой форме.
Ситуация может измениться только при реальной активизации фондового рынка, что пока под сомнением. Здесь достаточно обратить внимание даже на тот факт, что при IPO КТО треть акций выкупили сами работники этой компании. Тогда в правительстве глава компании Каиргельды Кабылдин не без гордости объяснял этот факт доверием своих сотрудников к стабильности КТО. Возможно, так и есть, но не исключен и фактор (который нередко имеет место) административного давления на сотрудников. Как говорится, время все расставит по своим местам...
“Мы считаем, что единый пенсионный фонд должен находиться при правительстве, лучше всего при Министерстве финансов, а не при Национальном банке, чтобы избежать прямого конфликта интересов, то есть мы не должны быть владельцем пенсионного фонда и его регулятором”, - сказал в интервью казахстанским СМИ председатель Национального банка РК Григорий Марченко, которого цитирует пресс-служба Нацбанка.
Что касается денег, которые будут направлять на внутренний рынок, то, по информации Г. Марченко, единый пенсионный фонд будет проводить тендер среди управляющих компаний, и эти управляющие компании будут брать мандаты и, соответственно, будут инвестировать эти деньги в акции, облигации и в другие инструменты на внутреннем рынке.
Также Г. Марченко сообщил, что предложения по объединению накопительных пенсионных фондов должны быть предоставлены “в течение одного месяца, что мы, естественно, сделаем”. По его мнению, механизм объединения фондов нужно обсуждать и принимать в кратчайшие сроки. При этом Г. Марченко отметил, что, “если будет поддержка со стороны всех правительственных органов и парламента, это все можно сделать за три месяца”.
Кроме того, глава Нацбанка заявил, что при любом варианте объединения вкладов сохранность пенсионных активов будет соблюдена. “Нужно четко понимать, что это в первую очередь система индивидуальных накопительных счетов. Эти индивидуальные счета, они могут быть в частных пенсионных фондах, они могут быть в государственном пенсионном фонде, они могут быть в управлении теоретически у любого другого типа финансовых институтов. Здесь, в принципе, ничего не меняется”, - подчеркнул Г. Марченко. Он также отметил, что “те счета, которые у людей есть, они в любом случае у них останутся. И все те права, которые у них накоплены, и активы, которые у них есть в пенсионной системе, они у них останутся”.
Астана |