|
Алан Байтенов
Мы говорили два года назад. Никто не верил. У южной столицы появилась новая сверхприбыльная статья доходов. И это не налоги и не концессионные проекты. Это “Большой брат”, или система видеофиксации нарушений ПДД на дорогах города. Как показывает статистика, алматинцы и гости южной столицы очень любят нарушать, то есть тратить деньги. Такое ощущение, что в Алматы за этим и приезжают, а местные этим живут - по информации из официальных источников, за 2,5 недели работы новой системы мы должны бюджету уже более 590 миллионов тенге. Впечатляет и другая цифра - с начала года допустили более 40 тысяч нарушений. То есть более 900 в день...
Итак, с 14 декабря 2012 года система работает в штатном режиме. Тем самым, по городу Алматы на сегодняшний день работают 25 комплексов видеофиксации. Это, так сказать, первая очередь. По информации из официальных источников, в городе работают два вида камер - контролирующие проезд перекрестков и контролирующие нарушения скоростного режима. Тем самым водители, которые не соблюдают правила разметки (по информации сотрудников УДП, это самое распространенное нарушение), пересекающие стоп-линию или игнорирующие сигналы светофора, автоматически подпадают под категорию штрафников. Камеры таких комплексов наиболее совершенны в техническом плане - они могут иметь разрешение в два мегапикселя и в состоянии “рассмотреть” не только вас и номер автомобиля, но и зафиксировать то выражение лица, с которым вы предпочитаете нарушать ПДД.
Как, поинтересуется продвинутый пользователь, это возможно с разрешением, которое не превышает разрешение камеры сверхбюджетного телефона? Ответим: камера марсохода “Кьюриосити” также не превышает двух мегапикселей...
Всего в Алматы работают 13 таких комплексов на перекрестках: Абая - Желтоксан, Ауэзова - Тимирязева, Жансугурова - Жумабаева, Сейфуллина - Гоголя, Сейфуллина - Жумабаева, Фурманова - Абая, Фурманова - Маметовой, Фурманова - Макатаева, Фурманова - Кабанбай батыра, Абылай хана - Макатаева, Байтурсынова - Сатпаева, Сейфуллина - Кабанбай батыра.
Вторая категория комплексов видеофиксации - для тех, кто предпочитает нарушать скоростной режим. Здесь ничего военного, и мы уже немного знакомы с такими системами. Главное их отличие от тех желтых коробок (которые называют “Спанч бобами” и которые также в строю) - они работают не за счет закатанных под асфальт сенсоров, а с помощью лазерных измерителей скорости и благодаря эффекту Доплера (отраженный радиосигнал). Это, считают специалисты, дает более точные данные о скорости движущегося объекта. Таких комплексов сегодня 12, и функционируют они на следующих участках: Аль-Фараби - Достык (под мостом), Аль-Фараби - Фурманова (под мостом), Восточная объездная дорога - Кульджинский тракт (в одном километре от тоннеля в восточном направлении и в 5,5 километра в восточном направлении), с восточной стороны перекрестка Саина - Райымбека, где имеется арка, Рыскулова - пешеходный путепровод “Школа”, Саина - Шаляпина (под мостом), Сейфуллина - Тимирязева (под мостом), Сейфуллина - Аль-Фараби (под мостом), на улице Бекмаханова (между улицами Бурундайской и Спасской (под мостом), на проспекте Достык возле центра “Люксор”, на проспекте Аль-Фараби рядом с Египетским центром.
Конечно, по плану, что не раз озвучивали специалисты ДВД города Алматы и городской администрации, систему должны были запустить не 14 декабря, а 1 ноября. Но, несмотря на задержку, система оказалась сверхприбыльной, специалисты ДВД рапортуют - за все время работы камер граждане допустили около 40 300 нарушений (по данным, приведенным порталом BNews) ПДД. А это более 900 нарушений в день! (При этом, по официальной информации, только за весь 2012 год допустили около 250 тысяч нарушений и взыскали примерно 950 миллионов тенге.) Здесь, конечно, два момента. С одной стороны, видны работа новой системы и реальное положение дел. А с другой - статистика нарушений никак не вяжется с утверждением официальных лиц, что в Казахстане, а именно в Алматы, значительно выросла культура вождения... Впрочем, есть и другой, менее реальный вариант - статистика по зафиксированным нарушениям новыми комплексами немного “подкручена”, так сказать, для вида и пущей важности... Однако на каждое нарушение имеется свой протокол, к которому, правда, общественность доступа никогда не получит. Все, стоп! Как мы того долго добивались, эта система выполняет главную задачу - дистанцирует человека дающего от человека берущего.
У новой системы есть еще одна очень интересная функция - она может рассказать нам об автомобильном обществе южной столицы. Итак, невнимательных у нас больше всего - камеры зафиксировали более 19 500 нарушений ПДД за превышение установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час. Далее идут нарушения от 20 до 40 километров в час - около 12 тысяч случаев за последние 40 дней. Это, как правило, люди достаточно осторожные и в большинстве случаев законопослушные, но когда торопятся, готовы пойти на сделку с законом. И, как оказалось, немало отъявленных лихачей, которым соблюдение закона особенно и не интересно - их более 1300 человек. Как правило, это как раз те представители автомобильного общества, которые периодически мелькают в сводках происшествий. Еще около 8000 алматинцев и гостей южной столицы очень “занятые” люди - игнорируют дорожные знаки. Как правило, это “стоянка” или “остановка запрещена”.
Быть может, вы тоже в этом списке? К слову, с момента нарушения и уведомления по почте проходит около 14 дней. Так что вспоминайте. Или можно заказать услугу и узнать насчет штрафов на сайте электронного правительства. В любом случае, 900 нарушений в день - это на самом деле очень серьезно и есть над чем задуматься. И еще - главное, чтобы те суммы, которые выписаны в качестве штрафов, на самом деле попали в бюджет. Поэтому теперь дело только за судебными исполнителями, работа которых пока не так показательна. |