|
Юлиана Жихорь
Перед праздниками казахстанцам представили новый стратегический план развития страны на ближайшие 40 лет. По своей сути, стратегия “Казахстан-2050” есть некий антикризисный план - механизм противодействия мировым глобальным вызовам
Нынешнее Послание президента народу Казахстана было более чем глобальным. На сей раз не было традиционных обещаний повышения зарплат и пенсий, не было обещаний уволить нерадивых чиновников за некачественную реализацию действующих программ и стратегий. Вместо этого населению представили, какой станет наша страна через одно-два поколения. Если, конечно, сам народ будет активно работать, а чиновники научатся стратегически мыслить и меньше воровать.
Итак, стратегия до 2050 года. Прежде всего новый план развития государства включает в себя не только планы по дальнейшему развитию страны, но развитию с учетом общеземных проблем, как то: дефицит продовольствия и воды, ускоренное течение “исторического времени” (когда государства проходят путь в развитии демократии и экономики не за 100-200 лет, как раньше, а за 20-25 лет, а численность населения Земли растет в геометрической прогрессии), новое видение процессов индустриализации (когда на первый план выходят нанотехнологии). Большой пласт проблем - это энергетическая безопасность при исчерпаемости природных ресурсов. Все это влечет за собой нарастающую глобальную нестабильность, кризис ценностей цивилизации человечества и угрозу планете в целом.
На этом фоне Казахстан должен не только остаться островком стабильности, но и показать феноменальные успехи роста, извлекая из каждой из вышеперечисленных угроз свою выгоду.
Так, по мнению президента, нарастающая угроза энергетической безопасности при все приближающемся моменте появления дефицита природных ресурсов может нашу страну обогатить.
По мнению Назарбаева, сегодня нужно максимально много добывать и максимально много продавать - пока цены на сырье еще высокие, Казахстан может неплохо подзаработать и отложить на будущее (в Нацфонд): “Наша же опережающая стратегия позволит до начала дестабилизации рынков очень быстро накапливать средства, которые потом помогут стране пережить период возможного глобального кризиса”. А время поджимает - новые технологии постепенно вытесняют традиционное сырье: например, на смену железной руде и углю приходят композиты и новые виды бетона.
При этом Казахстану следует, продавая ресурсы за рубеж, самому искать им замену. К 2050 году, дал задание президент, в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.
Но прежде всего стране необходимы думающие головы. Причем думающие не только о себе, но и о государстве. А для этого предлагается изменить экономическое мышление прежде всего властей. Экономический прагматизм - вот парадигма нового курса. Прагматизм, основанный на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. То есть тратить следует только “в пределах своих возможностей”: “Отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую”. Бюджет должен быть ориентирован исключительно на выгодные с точки зрения будущих прибылей проекты, а значит, каждый из них должен быть просчитан до мелочей.
Процесс перестройки мышления - весьма трудоемкий и, что уж греха таить, капиталоемкий. Поскольку предстоит, по крайней мере, в какой-то начальный период отказаться от многих весьма доходных статей в бюджет государства. Однако сегодняшние потери должны принести весомые дивиденды в будущем.
Так, например, стратегия-2050 предполагает введение благоприятного налогового режима для предпринимателей, занятых в области производства и новых технологий. Страну ждет также продолжение либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования: “Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов”. А социальная направленность налоговой политики будет выражена в освобождении от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников.
Угроза продовольственной безопасности и дефицита воды будет нивелироваться расширением посевных площадей при активизации внедрения новых технологий для “значительного подъема урожайности”, но при одновременной ставке на бренд экологичности (то есть без ГМО). Для этого правительству предстоит изменить культуру земледелия и животноводства и “определить, на массовое производство каких продуктов мы будем делать ставку с тем, чтобы завоевать крупные экспортные рынки”. К 2020 году Назарбаев пообещал увеличить объем господдержки сельского хозяйства в 4,5 раза. В результате доля продукции АПК в ВВП страны должна увеличиться через 40 лет в 5 раз.
Что касается водоснабжения, то здесь все сложнее - вода в Казахстане уже дефицит. А значит, необходимо, изыскивая новые источники, научить людей беречь воду: “Необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду - наше одно из самых драгоценных природных богатств. К 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения. Поручаю правительству разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой последовательно на первом этапе, к 2020 году, решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором, к 2040-му, - орошения”.
Что касается социальной политики, то она в целом мало отличается от проводимой в последние годы: социальные гарантии и личная ответственность. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт (“с учетом расширения списка потребностей индивида и включения в него статей на образование и здравоохранение, в том числе для безработных и нетрудоспособных с целью их большей социализации, здоровое питание и здоровый образ жизни, удовлетворение интеллектуальных и информационных запросов”) и обещает впредь вести расчет стоимости потребностей индивида по реальным ценам (следовательно, необходимо совершенствование статистики в стране). При этом финансовая господдержка обещается исключительно нуждающимся слоям населения. Остальные - на работу.
Вместо этого вводят социальные гарантии. Так, одиноким матерям обещают жестче контролировать выплату алиментов, женщинам - равноправие с мужчинами, инвалидам - социализацию в обществе. Детям - тотальное дошкольное образование и улучшение качества среднего и высшего. Всем казахстанцам - улучшение качества здравоохранения. Молодежи - профессионализм, рабочие места и обеспеченное будущее. Поскольку, как сказал президент, главная задача властей до 2050 года - не допустить роста бедности.
А еще - демократизацию. Которая будет выражаться в активизации народного волеизъявления на уровне выборности акимов сельских округов, поселков, а также городов районного значения - всего под выборность подпадают с 2013 года 2533 портфеля акима.
Вообще, на подрастающее поколение делают огромную ставку - именно им предстоит строить Казахстан до 2050 года. А потому именно к молодежи направлены посылы президента, рассуждавшего о патриотизме, религиозности в стране и дружбе народов.
“Новый казахстанский патриотизм” должен, по словам президента, выражаться в гордости за страну и ее достижения: “К 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле”.
При этом необходимо искоренить продолжающееся деление на этносы и народности. “Все должны быть равны в государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам... Не будет и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы... Мы никогда не должны даже допускать мысли, что поступление на учебу, устройство на работу и карьерный рост будут решаться по этническому признаку. Я требую, чтобы правительство и акимы навели порядок в трудовой политике. Надо, чтобы на работу, особенно в органы местной власти, набирали лучших, вне зависимости от этнической принадлежности. Критерий один - высочайшая этика и профессионализм. Необходимо исправить однобокость, наблюдаемую при подборе кадров в министерствах и акиматах всех уровней”.
“Все, кто пытается вбить “клин” в межэтническое согласие нации, должны преследоваться по закону, - заявил Назарбаев. - Мы не должны никому позволять сеять рознь и страх на нашей благословенной земле. Вы должны запомнить мое требование и требование времени - жить в мире и согласии. Есть много разных сил внутри страны и внешних, которые хотят разыграть карту “межэтнического раскола”, хотят взорвать изнутри наше спокойствие и помешать укреплению нашего государства. Не идите у них на поводу!”
Дружба народов должна базироваться не только на взаимоуважении, но и на языковой гармонии - к 2025 году казахский язык должны освоить не менее 95 процентов граждан, русский остается на прежнем уровне, английский набирает обороты. Трехъязычие - новый, но вынужденный бренд Казахстана.
Что касается религии, то Конституция хоть и закрепляет свободу вероисповедания, но, как сказал президент, “безграничной свободы не бывает, это - хаос”. По его мнению, казахстанцам необходимо выработать иммунитет для нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. “Сегодня, в век интернета и высоких технологий, когда информационный поток колоссален, “фильтр” должен быть внутри человека. Внутренний “фильтр” должен задавать вопросы: надо ли нам, чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов, укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили автомобили? Все это устоявшиеся традиции других народов, но таких нравов в нашей степи никогда не было. Почитайте классику, посмотрите фильмы”, - обратился он к молодежи, как основной “целевой аудитории” подобных учений.
В общем, перед страной стоят глобальные задачи. Первым этапом их реализации станет разработка массы новых программ, порученных президентом. И причем в предельно короткие сроки. Правительству опять обещана “персональная ответственность”, народу - светлое будущее. Впрочем, будущее не такое уж и отдаленное: как можно заключить из реализации предыдущей стратегии, наступит ли запланированный “капиталистический коммунизм”, станет известно, думается, задолго до 2050 года.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |