|
Ольга Шишанова
Система высшего образования в республике нуждается в срочной модернизации. Качество подготовки специалистов, выпускаемых казахстанскими вузами, мало отвечает современным требованиям и почти не соответствует потребностям экономики
Казахстан все дальше продвигается сегодня по пути к постиндустриальному миру, в котором основой служит триединство: образование - наука - инновации. В то же время в развитых странах, как известно, большая часть инноваций приходится на университетскую науку. А это значит, что в республике должна быть развернута широкомасштабная модернизация системы высшего образования, начальным этапом которой должно стать совершенствование Единого национального тестирования (ЕНТ).
Поэтому, несмотря на неоднозначное общественное мнение, как заявил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов, на сегодня приняли концептуальное решение не отказываться от ЕНТ, а усовершенствовать его технологии и содержание. “Это мировая практика. В США школьники сдают тестирование SAT для поступления в вузы. Тестирование сегодня - это наиболее актуальная и приемлемая форма оценки знаний во всем мире”, - отметил он.
Кроме того, по словам министра, на сегодня министерство проанализировало международный опыт, а также девятилетний опыт проведения ЕНТ в Казахстане. Например, сейчас рассматривают возможность в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение разделить ЕНТ на два уровня. Первый уровень - это тестирование для подтверждения уровня знаний, полученных в школе. Второй - тестирование для поступления в высшее учебное заведение.
В то же время немало нареканий, как все новое и неустоявшееся, вызывает один из пунктов разработанной в прошлом году программы развития образования - отмена ПГК тестирования (промежуточный госконтроль) в вузах Казахстана и вместо этого введение ВОУД - внешней оценки учебных достижений, которую должна проводить независимая организация мониторинга образования страны.
Однако на такой шаг МОН пошло ввиду необходимости реформирования системы оценивания и приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире. Смущает пока только то, что во многих странах мира эта модель внешней оценки уже хорошо развита, а вот в Казахстане сегодня ВОУД пока находится в разработке.
Не последнюю роль в модернизации высшего образования должно сыграть продвижение к автономии университетов, их независимая аккредитация, международная мобильность обучающихся, преподавателей, знаний и инноваций, а главное, оптимизация сети вузов, не соответствующих современным требованиям.
В результате объединения, считают в министерстве, должны интегрироваться материальные, интеллектуальные и инновационные ресурсы. Например, вместо двух-трех маломощных вузов в регионах могут образоваться центры научных знаний, инноваций, обладающие объединенным потенциалом.
Что касается автономии, то успешные университеты должны быть автономными, академически свободными и ориентированными на научно-исследовательскую деятельность. По словам Жумагулова, автономию казахстанским вузам будут предоставлять с 2014 года.
В то же время профессор Университета Кембриджа Дэвид Бриджес считает, что Казахстану не следует слепо копировать западную систему высшего образования, поскольку не все зарубежные модели безупречны. А по поводу автономности вузов полагает, что если вузы получают больше свободы действий, то вместе с этим на них ложится и большая ответственность.
Между тем в планах министерства и другие шаги по интеграции в мировую образовательную систему. Так, одним из приоритетных направлений программы развития образования в Казахстане является формирование национальных исследовательских университетов с целью тесной интеграции научной деятельности и образовательного процесса, причем в этом отношении можно было бы опереться на опыт вузов Великобритании, который может оказаться полезным и для казахстанских университетов. Тем более, что такие шаги уже предпринимались.
Кстати, отличительными чертами системы британского высшего образования являются интернационализация и академическая мобильность. Не случайно особые надежды возлагает министерство на инновации Назарбаев университета, в котором преподавание предполагают на английском языке с привлечением профессоров ведущих вузов, в первую очередь из университетов Великобритании.
В настоящее время, по словам ректора Каспийского университета Сергея Алимова, казахстанские вузы уже активно участвуют в таких международных программах, как Tempus, Erasmus Mundus, INSPIRE, причем многие из них имеют программы двудипломного образования с зарубежными университетами.
Таким образом, применительно к системе образования и науки Казахстана сегодня можно, пожалуй, говорить об академической революции, настолько беспрецедентны перемены по своим масштабам, разнообразию и динамике.
Хотя понятно, что все перечисленные тенденции не освобождают реформационные процессы в казахстанском образовании от проблем и трудностей внедрения.
Астана |