|
Ботагоз Омар
Сокращение выбросов СО2 и введение жестких санкций за их превышение несовместимы с курсом правительства на Программу форсированной индустриализации. В этом убеждены представители крупнейших предприятий страны, указывающие на то, что наша страна в соблюдении принципов Киотского протокола не должна ориентироваться только на Европу. Но Кабмин уже очертил главные контуры: Казахстан будет первым в СНГ внедрять национальную систему торговли квотами
Рейтинг
государства
сквозь “зеленые”
очки
Наша страна по-прежнему стремится к тому, чтобы держать пальму первенства во всем. Самое высокое здание в СНГ строится именно у нас, самая молодая столица мира находится в Казахстане, самый удаленный от мирового океана океанариум - в Астане. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Теперь правительство намерено заявить о нашей стране как о государстве с “зелеными технологиями”. На прошедшей недавно в мажилисе конференции по вопросам соблюдения обязательств страны, взятых в рамках Киотского протокола, министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров не без гордости заявил, что Казахстан делает беспрецедентную работу. “На всем пространстве СНГ мы первые вызвались создать национальную систему торговли квотами. Это своего рода инновация”, - сообщил он.
Причем в этом направлении Казахстан решил внедрить систему CAP&Trade, которая не предусматривает ввода дополнительных налогов, а основывается на системе ограничений и торговли квотами, апробированной в Европейском союзе с 2005 по 2008 год. Данный метод управления выбросами получил такое распространение, что европейцы смогли довести рынок углеродных квот до 120 миллиардов долларов США в 2010 году.
Казахстанское правительство намерено принять национальный план по распределению квот, где объем квот разделят по секторам, затем по природопользователям. Добавим при этом, что общий углеродный бюджет страны с учетом 15-процентного сокращения к 2020 году от уровня 1990 года составляет 4,3 миллиарда тонн СО2.
И так как впервые механизм квотирования в нашей стране введут с 2013 года, он определен в качестве “пилотного”. То есть предприятия будут бесплатно наделяться квотами на уровне 100 процентов от объемов выбросов 2010 года. Возникновение дефицита у природопользователя будет покрываться покупкой квот у других участников рынка.
Но для того, чтобы поощрить компании модернизировать производство, государство решило выдавать бесплатные квоты из резерва государства тем предприятиям, которые будут расширять производство и вводить новые установки.
Благие намерения
несовместимы
с реалиями?
Однако мнения теоретиков от правительства и практиков-производственников относительно реализации Киотского протокола расходятся.
Исполнительный директор по устойчивому развитию ТОО “ENRC-Kazakhstan” Гульсара Едильбаева подчеркнула, что казахстанская экономика основана на таких отраслях промышленности, как горнодобывающая и энергетическая, тогда как в странах Евросоюза эти отрасли не играют главной роли в структуре их экономик. “Поэтому наше регулирование ни в коей мере не будет похоже на регулирование европейских стран, и этого не нужно бояться. И мы хозяева в нашей стране, наверное”, - отметила она.
В своем докладе эксперт на всяческих примерах доказывала, что регулирование парниковых газов не в лучшем виде отразится на конкурентоспособности отечественных предприятий, несмотря на внедрение современных технологий. К примеру, в Казахстане производство глинозема алюминия осуществляется немного другими способами, чем в Европе, потому что у нас сырье другое и, в отличие от производителей ЕС, только в СНГ налажена переработка красного шлама. “Помните, когда в Венгрии красный шлам растекся, там была опасность. Мы его перерабатываем, у нас такой опасности нет. Но в рамках системы квотирования мы, затрачивая средства на переработку вредных веществ, напротив, теряем, так как при этом затрачивается и электроэнергия, влияющая на дополнительный выброс парниковых газов. И это несмотря на то, что у нас ресурсосберегающая технология, мы ведь шлам перерабатываем”, - подчеркнула Едильбаева.
Ориентир на европейские страны в вопросах торговли квотами, по мнению эксперта, должен кардинально отразиться в подходах по производству энергоресурсов. Поэтому Кабмину нужно прежде всего задаться вопросами, хотим ли мы, чтобы угольная отрасль не была основой нашей энергетики, и нужно ли переходить основательно на возобновляемые виды. Ведь только так электростанции смогут снизить уровень парниковых газов.
“Кроме того, нам не нужно забывать, что мы торгуем квотами не только с ЕС, но и с огромным количеством других стран, и в каждой стране своя система”, - добавила она.
Председатель правления ТОО “Корпорация “Казахмыс” Эдуард Огай полностью согласен с такой постановкой вопроса. Обращая внимание на то, что угольная составляющая в производстве топлива в Казахстане всегда будет расти, он сказал, что новая система, на которую придется перейти со следующего года энергетикам, неминуемо скажется на себестоимости других отраслей промышленности, а значит, в итоге за конечную стоимость товаров будут платить рядовые потребители.
По мнению заместителя исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Бахыт Манасбаевой, индустриализация и введение жестких санкций за превышение выбросов СО2 несовместимы. “Поскольку увеличение роста производства приведет к увеличению выбросов СО2, что предположительно повлечет штрафные санкции в размере около 1,7 миллиарда долларов США, это, в свою очередь, повлечет увеличение роста себестоимости продукции, тарифов на тепло- и электроэнергию и снижение конкурентоспособности продукции предприятий Казахстана”, - резюмировала представитель ассоциации.
Астана
Для справки
Нацпланом охвачены следующие сектора экономик: энергетика, добыча угля, нефти и газа, а также предприятия из промышленности. Всего вошло 179 предприятий с общим объемом выбросов 147,2 миллиона тонн СО2. Нацплан ограничивает выбросы предприятий и обязывает их выполнять программы по сокращению выбросов. Невыполнение обязательств по сокращению выбросов наказывается штрафом в 10 МРП за каждую тонну сверхвыбросов. Размер штрафной санкции гораздо выше стоимости одной квоты. На сегодня еще сложно прогнозировать цену за тонну СО2, но можно уверенно сказать, что она не будет выше европейской (в ЕС 1,5-3 евро). |