|
Ботагоз Омар
Эксперты предлагают Казахстану отойти от административного метода навязывания недропользователям казахстанской продукции и перейти к либеральному, в ходе которого все эти процессы будут регулировать общественные организации. По их мнению, это особенно актуально, учитывая ведение переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию и со странами ОЭСР
В последние годы активный диалог властей с недропользователями ведут в основном в плоскости соблюдения ими контрактных обязательств и обязательного повышения уровня казахстанского содержания. То есть при закупе необходимых им для производственной деятельности товаров, работ и услуг они непременно должны отдавать предпочтение в первую очередь продукции, производимой на территории нашей страны (соответственно, при найме работников также отслеживают ситуацию по трудоустройству казахстанцев).
Такой акцент связан с проведением курса диверсификации экономики, ее отхода от сырьевой зависимости. Ведь, учитывая богатые недра (и пока только зарождающуюся перерабатывающую промышленность), недропользователи могут внести огромный вклад в развитие малого и среднего бизнеса страны, гарантированно скупая его продукты производства. По подсчету аналитиков, в среднем “текущие расходы” одного оператора, работающего на нефтяном месторождении, могут достигать в год 50 миллионов долларов США.
С целью развития казахстанского содержания правительство даже разработало целую программу на 2010-2014 годы. Кабмин намерен в ближайшие три года удовлетворить казахстанским товаром не менее 16 процентов спроса, то есть закупок, которые проведут недрользователи (а по работам и услугам довести этот уровень до 85 процентов). А к 2014 году процент казахстанского персонала, занятого в проектах недропользователей, для менеджеров высшего звена должен составлять не менее 70 процентов, для менеджеров среднего звена, инженерно-технического персонала и рабочих специальностей - не менее 90 процентов.
Но пока картина взаимодействия между госорганами и частными иностранными компаниями в этом вопросе сводится к сухой констатации фактов, в которых пресловутый уровень казсодержания оставляет желать лучшего. В ходе круглого стола, проведенного в рамках недавнего VII Евразийского форума KAZENERGY, аналитики привели данные, что, несмотря на все принимаемые меры, доля казсодержания в товарах на сегодняшний день не превышает трех процентов по крупным недропользователям. Среди основных причин - плохое качество казахстанской продукции и несоответствие стандартам.
И вообще, по мнению управляющего партнера, директора по развитию бизнеса консалтинговой компании OLYMPEX ADVISERS Мирана Мауленова, Казахстану необходимо перейти от административного к либеральному (стимулирующему) методу развития казахстанского содержания.
По его словам, в 1973 году такой путь избрала Великобритания, где заключили меморандум между правительством и ассоциацией офшорных операторов, в котором они договорились добровольно соблюдать правила игры, то есть так называемый кодекс положительной практики, который предоставляет собой справедливую возможность всем поставщикам. Такой же механизм применили в Бразилии, где создали диалог между правительством и операторами.
Эксперт считает, что в Казахстане этот процесс может быть запущен через заключение меморандумов между правительством и ассоциацией “Казэнерджи” от лица всех недропользователей. “То есть предлагают перейти от государственного регулирования к общественному, когда сам рынок будет регулировать эти отношения, а его игроки - получать какие-то взаимовыгодные преференции. Во главе этой методологии так называемый принцип WIN-WIN, то есть выигрывают обе стороны”, - предложил Мауленов.
Причем, по его словам, для перехода к либеральному методу нужны достаточно простые шаги - проведение тендеров на территории РК, предоставление информации уполномоченному органу, организация бизнес-форумов, обеспечение прозрачности тендерных процедур, публичность. “Такие подходы применяют на примере Карачаганака, где создают индустриальные парки для отечественных и иностранных подрядчиков”, - отметил управляющий партнер.
Представитель консалтинговой компании убежден, что так можно было бы решить ключевые проблемы, не позволяющие повсеместно внедрять казахстанские товары. Ведь сегодня, по его словам, даже не ведут качественного анализа, насколько казахстанская продукция соответствует мировым стандартам и квалификационным требованиям.
Кроме того, новая методология призвана обеспечивать в первую очередь качественное планирование. “Есть жизненный цикл проекта - контракта. На различных этапах этого цикла возможен и закуп различной продукции. Поэтому необходимо подходить сегментировано и независимо от стоимостного подхода и при этом учитывать не только инвестирование в рамках контрактов, но и инвестирование в смежные отрасли”, - продолжил эксперт.
Причем общественный, либеральный подход не вызывает конфликта с требованиями Всемирной торговой организации, вступив в которую, Казахстан должен будет отказаться от нынешнего подхода госрегулирования, в рамках которого казахстанским поставщикам предоставляют условную скидку.
Кроме того, “как вы знаете, Казахстан активно ведет переговоры с Организацией экономического сотрудничества и развития, и там тоже возникают вопросы к квазигосударственной поддержке местного содержания, что противоречит и требованиям ВТО, и стандартам ОЭСР. Поэтому сегодня возникает необходимость менять подходы в отношении развития местного содержания”, - подытожил он.
Астана |