|
Ботагоз Омар
Глава Нацбанка не исключает, что четверть активов крупнейшего пенсионного фонда страны - ГНПФ - может быть продана через народное IPO. Однако этот шаг вызовет наибольший интерес у инвесторов только в случае пересмотра правил игры для пенсионных фондов, чтобы открыть для них новые возможности финансирования
На протяжении последних нескольких лет пенсионную систему страны подвергают критике вкладчики, эксперты и сами участники рынка. Поводом тому стала низкая прибыльность, которую демонстрируют пенсионные фонды. К примеру, за период на конец 2010-го и 2011 года показатель номинальной доходности всех пенсионных фондов страны составил 2,59 процента, тогда как инфляцию на конец 2011 года, по официальным данным, зафиксировали на уровне 7,4, а среднегодовую - и вовсе 8,3 процента.
Сами руководители ПФ, дабы не вносить сумятицу в этом вопросе, утверждают, что это не повод для паники. Мол, вполне оправданно, что в отношении накоплений строится консервативная политика: накоплениями граждан лучше не рисковать и направлять их только в самые “проверенные” проекты.
В основном фонды инвестируют накопления в государственные ценные бумаги, сконцентрировав более 17 миллиардов долларов США, которым в нашей стране сегодня практически не находят применения. Но, напомним, что с переходом на накопительную систему в 1997 году основной задачей системы было инвестирование в реальное производство, которое обеспечивало бы стабильную доходность.
Кстати, вкладчики чаще всего часто последним не интересуются. Ни в одном пенсионном договоре не указывают финансовые обязательства накопительных пенсионных фондов, а потому и говорить о гарантированном минимальном приросте средств не приходится. Поэтому большинство вкладчиков, не достигших пенсионного возраста, понятия не имеют, на какой размер пенсии они смогут рассчитывать после ухода на заслуженный отдых.
Тем временем “пенсионный капитал” в стране постоянно растет, ведь по действующему законодательству работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов десять процентов от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты и надбавки на пенсионные счета своих работников.
Сами руководители ПФ считают, что в ближайшее время из 11 фондов останутся только крупнейшие игроки. Рыночные правила игры заставят пенсионные фонды объединяться для совместного решения имеющихся проблем, считает управляющий директор АО “Накопительный пенсионный фонд” Руслан Ерденаев, высказавший свое мнение в ходе специальной пресс-конференции.
Напомним, что 90 процентов акций данного АО принадлежат Национальному банку, оставшиеся десять - Европейскому банку реконструкции и развития. Кстати, на протяжении девяти лет оба института безуспешно ведут поиск стратегического инвестора для продажи ему контрольного пакета акций ГНПФ.
А ведь, по мнению главного банкира страны Григория Марченко, 20-25 процентов акций НПФ “ГНПФ” можно предложить в рамках программы “народное IPO”. “Нас, как Центральный банк, не устраивает ситуация, когда мы остаемся акционером этого фонда, тем более, когда и функции надзора к нам перешли - есть прямой конфликт интересов”, - пояснил это решение Григорий Марченко. Но этот вопрос все еще находится в стадии обсуждения и в случае принятия положительного решения требует выкупа акций ГНПФ у ЕБРР.
Эта новость особенно любопытна на фоне полуофициальной информации, что в стране разрабатывают концепцию слияния всех пенсионных фондов в один государственный, управлять которым будет иностранная компания. Об этом сообщило агентство КазТАГ со ссылкой на конфиденциальный источник. Предложение создать в Казахстане один государственный пенсионный фонд и передать его в управление западной компании исходит от Всемирного банка.
По мнению специалистов, если в стране действительно прибегнут к этому варианту развития пенсионных фондов, то это убедит финансовые власти страны смягчить нормы управления пенсионными активами. Ведь сегодня в Казахстане не позволяют менять излишне консервативное законодательство республики в этой сфере, считая, что это откроет дорогу злоупотреблениям со стороны отечественных пенсионных фондов. Впрочем, пенсионному суперфонду под управлением западной компании трудно будет изменить статус-кво. И к тому же не факт, что новые управленцы пожелают вкладывать в казахстанскую экономику, тем более при соблазне пойти по проторенной дорожке на Запад, где, к слову, совсем недавно от кризиса пострадали крупные пенсионные фонды.
Астана |