|
Юлиана Жихорь
Парламентарии неожиданно заявили, что во всех бедах отечественного агропромышленного комплекса виноват один человек - министр сельского хозяйства. Депутаты обвинили его в непрофессионализме, непатриотизме и чрезмерной коррумпированности его ведомства. В общем, во всех грехах госслужбы. И это в день рождения
Официально встреча мажилисменов с главой МСХ была посвящена совершенствованию системы ветеринарной безопасности в стране. Этому же министр посвятил и доклад. Асылжан Мамытбеков достаточно подробно рассказал о проблемах в отрасли, отдельно заострив внимание на низких штрафах за нарушение ветзаконодательства: 8 тысяч тенге - для физлиц и 80-162 тысячи - для предпринимателей. “Последствия и наносимый ущерб от нарушения ветеринарного законодательства зачастую несоизмеримы и необратимы как в отдельном регионе, так и в масштабах республики”, - заявил он, приведя в пример случаи заболевания ящуром.
А неожиданный поворот заседанию придал в своем выступлении глава Аграрного комитета мажилиса Ромин Мадинов (главный эксперт по сельскому хозяйству в палате). “В 2011 году у нас 37 миллионов (голов скота. -
“НП”), а в 1913 году, когда населения было в два раза меньше, в стране был 91 миллион голов скота”.
И тут поднялась буря депутатского недовольства.
Тон задал мажилисмен Еркен Дошаев. “Правительству поручили к 2016 году довести экспорт мяса до 60 тысяч тонн, однако из анализа складывается впечатление, что ваш госорган с треском проваливает эту архиважную государственную задачу, - заявил он. - В 2011 году мяса, субпродуктов экспортировали всего лишь 659 тонн, за 6 месяцев этого года - чуть более 190 тонн. Как вы собираетесь за эти оставшиеся три года выполнить поручение президента и довести экспорт мясной продукции до 60 тысяч тонн?”
Министр, надо отдать ему должное, не стушевался: “Чудес не бывает. Корова 9 месяцев беременная, 18 месяцев бычок растет, то есть мясо она будет давать через 27 месяцев. Просто математика”, - попытался парировать Мамытбеков. И пояснил, что “сейчас закладывается огромный фундамент, завозится племенной скот, который будет работать”. “Бычки племенные, которые раньше шли под нож, сейчас идут нарасхват и делают свое дело в товарном стаде. Этого сейчас не видно, они делают это обычно по ночам, под утро, но скоро результат будет налицо”. К тому же, по словам министра, экспорт из Казахстана все же идет: “Только одна Москва покупает десятки тысяч тонн мяса премиум-класса. Наше мясо - в ресторане “Саттi”, где можете попробовать стейк из казахской говядины... У нас нет гормональных добавок, которые есть в других странах, у нас нет скота, который ест генно-модифицированные отходы, генно-модифицированные сою и кукурузу, поэтому органическое мясо будет всегда востребовано”.
Но депутат не унимался: “Экономическая ситуация в животноводческой отрасли резко ухудшилась именно в последние полтора года. Мы внимательно изучили всю деятельность за 20 лет независимости нашей страны, как раз это ухудшение пришлось на период вашего правления. Потому что в 2007-2010 годах страна худо-бедно экспортировала по 2-3 тысячи тонны мясной продукции. Хотя выделили огромные деньги - 130 миллиардов по поручению главы государства”. Мажилисмена поддержали многие из парламентариев, задавая министру аналогичные вопросы.
Кстати, парламентарии посчитали, что именно при нынешнем министре количество заболеваний скота резко возросло. Попытки Асылжана Мамытбекова указать на то, что число выявлений заболевших животных - следствие повышения компенсации за изъятие и уничтожение заболевшего скота (меньше скрывать стали), результата не дали.
Депутаты припомнили Мамытбекову и его руководство холдингом “КазАгро”, заявив, что и там при нынешнем министре были сплошные безобразия. Уласбек Садибеков, например, заявил, что “КазАгро” превратился в “бандитский картель” (перевод с казахского языка предоставил мажилис парламента). “На 1 августа 2012 года в “КазАгро” возбудили 45 уголовных дел, масштабы безобразий не укладываются в голове. Куда смотрело министерство, какие меры вы принимали как министр, чтобы сократить хищения государственных средств?” - задал вопрос депутат Дошаев. А Мухтар Тиникеев добавил: “Я внимательно посмотрел сводки Минсельхоза, связанные с коррупционными правонарушениями, и надо отметить, что в течение последних 2 лет Министерство сельского хозяйства превратилось в кормушку для коррумпированных чиновников и стало министерством тотальной коррупции”. По подсчетам депутата, в 2011 году, по данным Комитета по правовой статистике и Генпрокуратуры, осудили 35 работников министерства, в отношении 45 сотрудников возбудили уголовные дела, приняли меры дисциплинарного взыскания по коррупционным правонарушениям на 80 сотрудников Минсельхоза. Среди них 25 являются руководителями того или иного звена.
А мажилисмен Дошаев решил забить последний гвоздь: “Откровенно говоря, уже в прошлом году Асылжан Сарыбаевич (Мамытбеков. -
“НП”) 20 сентября, отвечая на острые вопросы членов нашей фракции на расширенном собрании, сам расписался в бессилии своего ведомства, когда сказал, что урожайные годы только вредят нашей стране. И министерство, наверное, сдержало это слово, создав такие проблемы для аграрного сектора. Напрашивается, на мой взгляд, неутешительный вывод: в министерстве просто нет государственников, нет патриотов... Нет руководителя, который болеет за судьбу почти половины населения нашей страны. Вот способен ли государственный орган в таком состоянии эффективно выполнять поручения главы государства и обеспечивать продовольственную безопасность? Сомневаюсь”.
Министр признал, что “проблема есть, и мы с ней боремся”, но что касается призывов парламентариев нести личную ответственность, то Мамытбеков не растерялся: “Если вы увидите, где что-то ухудшается, я готов ее понести”.
Астана
45 уголовных дел, возбужденных по линии “КазАгро”, на деле оказываются не столь страшными, как их рисуют парламентарии. Практически все дела завели на злостных неплательщиков, получивших кредиты в АО “Национальный управляющий холдинг “КазАгро”. Большинство нарушений, как считают эксперты, - следствие несовершенства (в тот период) самой системы кредитования: не просчитали риски проектов, неграмотно выстроили инвестиционную схему и т.п. Интересно, что дела на таких неплательщиков передал в правоохранительные органы сам холдинг.
Что касается самих сотрудников “КазАгро”, то дела завели на двух из них.
Первый - бывший заместитель председателя правления АО “Аграрная кредитная корпорация” Балташ Тарабаев. Его обвинили в том, что в 2008 году (напомним, что Асылжан Мамытбеков возглавил “КазАгро” лишь в ноябре 2008 года) он вымогал взятку в виде недвижимого имущества стоимостью 20 миллионов тенге от председателя правления СПК “Аршалы Ет” за оказание содействия в незаконном получении кредита по государственной программе “Продовольственный пояс вокруг г.Астана” в размере 101 миллион тенге. “За мошенничество, приобретение права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием, в крупном размере, совершенное лицом, приравненным к лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, с использованием служебного положения” чиновника приговорили к пяти годам колонии общего режима. Однако Тарабаев, воспользовавшись действовавшей тогда подпиской о невыезде, подался в бега. И бегает до сих пор.
Второй фигурант - бывший глава (2008-2009 годы) “Мал онимдери корпорациясы” Аскар Сабанкулов. После его ухода в корпорации недосчитались более 540 миллионов (а по некоторым данным, и вовсе 900 миллионов) бюджетных средств. На Сабанкулова финансовая полиция заводила дело, однако до суда дело так и не дошло - его закрыли. (Чуть позже Сабанкулов возглавил стройкомпанию ТОО “Лашын Инвест Холдинг”, кинувшую своих дольщиков в Актобе. И достраивавшей дома лишь с помощью госкредитования). |