|
Ольга Шишанова
К 1 сентября Министерство образования обещает провести апробацию в нескольких регионах Казахстана новой системы подушевого финансирования, при которой школам будут выделять средства в зависимости от количества учеников. Есть, однако, опасение, что в связи с этим классы, и без того зачастую переполненные, администрация школ начнет еще больше “уплотнять”
Такая модель бюджетного финансирования обеспечит реализацию принципа “деньги следуют за учеником”. То есть средства будут выделять не на школу в целом, а в расчете на каждого ученика. Чем больше будет в школе учеников, тем больше средств получит школа. При переходе в другую школу школьник “заберет” с собой выделенные на его обучение деньги.
Необходимость подобного реформирования, по мнению Минобразования, была вызвана рядом причин, главная из которых - финансирование школ независимо от того, насколько высокий уровень образовательных услуг они предоставляют. То прокрустово ложе, когда хороший и плохой были равны перед бюджетом, не позволяло повышать качество образования на должном уровне, не стимулировало директоров школ и педагогов к их профессиональному росту.
Теперь школы будут получать из бюджета столько денег, сколько заслужат своим трудом и качеством преподавания. И чем больше детей будут хотеть учиться в определенной школе, тем больше денег эта школа получит из бюджета.
Вместе с тем в Минобразования отмечают, что данная система финансирования не будет поощрять завышенную наполняемость классов, а, наоборот, создаст финансовые стимулы для дробления больших классов.
При этом в соответствии с действующим законодательством заработная плата учителя будет по-прежнему зависеть от числа часов и его квалификации. “Зависимости заработной платы от числа детей в классе не предусмотрено. Все гарантии в сфере оплаты труда сохранятся”, обещают в министерстве.
Однако директор общественного объединения “Образование и развитие” Нина Еркаева утверждает, что зарплата учителей напрямую будет зависеть от количества учащихся.
“Если утвердят норматив, при котором учащихся должно быть не меньше 25 человек в классе, то при количестве 24 и меньше учитель потеряет в зарплате. И наоборот - если их будет 26 и больше, учитель получит прибавку. Чисто математически, конечно, учителю будет выгоднее обучать больше детей. Поэтому можно ожидать, что классы начнут уплотнять”, - говорит Еркаева. (Это звучит тем более тревожно, что оптимальным представляется число в 18-22 ученика в классе, а не 26 и выше.)
Здесь не помешало бы вспомнить опыт России, где подушевое финансирование школ действует с 1998 года, и где одним из элементов образовательной экономики стали “мертвые души”. Там для того, чтобы выбить себе достойное финансирование, школы зачисляли несуществующих учеников.
Под эти мифические показатели они получали вполне реальные деньги из бюджета. Причиной послужило то, что в России во время апробации подушевой системы значительно снизился уровень зарплаты учителей. “Поэтому все негативно настроены. Непонятно, как будет рассчитываться этот норматив в Казахстане. Если то, что мы сегодня получаем, разделят на каждого ребенка, тогда это копейки какие-то”, - говорит директор столичной школы №30 Сауле Азимханова.
В ответ на это Минобразования обещает, что после утверждения единого подушевого норматива для всех учебных заведений утвердят перечень поправочных коэффициентов, которые учтут индивидуальные особенности школ.
Это расположение школы, учет обучающих и воспитательных программ для здоровых учеников и детей с отклонениями в развитии, это способность обучать трудных подростков, которые есть в каждой школе, учет количества детей из малообеспеченных и бедных семей и т. п. При этом все деньги от подушевого финансирования должны пойти на зарплату учителям и на обеспечение учебного процесса, хотя в каких-то школах зарплата вырастет, в других останется прежней. Зато у педагогов появится стимул работать, а не просто ждать от государства повышения зарплаты.
“Необходимо предусмотреть, чтобы средняя зарплата учителей сохранялась, меньше они получать не должны даже в случае снижения спроса на их услуги”, - уверена директор школы №64 Роза Буланбаева.
Если учителей волнует финансовый вопрос, то независимых экспертов смущают сроки введения образовательной реформы, поскольку за три-четыре года в Казахстане собираются сделать то, к чему в Австралии, например, шли больше 20 лет.
В Казахстане же подушевое финансирование планируют внедрить на всех уровнях образования к 2015 году. На первом этапе его будут осуществлять для старшей школы. Пилотными регионами проекта станут Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская, Павлодарская и Южно-Казахстанская области.
“Это очень хорошее начинание, но только в том случае, если это будут внедрять продуманно и постепенно. И нужно сначала разработать законодательную базу”, - считает вице-президент центра “Сандж” Наталья Байтугелова.
Астана |