|
Юлиана Жихорь
Нынешний июнь побил все температурные рекорды. Во всем мире июньские температуры были на градус выше, чем за все годы метеонаблюдений. Экологи печально констатируют - планета перегревается. Но пока она перегреется, человечество может столкнуться с голодом - зернопроизводящие страны констатируют снижение урожайности из-за засухи
Жара охватила весь мир. Территории 26 американских штатов (или 56 процентов территории страны) объявили зоной стихийного бедствия из-за сильнейшей засухи. Это бедствие стало самым крупным в истории страны. “Сельское хозяйство остается важной частью нашей экономики. Мы должны понимать, что засуха, как и другие погодные условия, нанесла серьезный ущерб фермерским угодьям в различных уголках страны”, - заявил глава Минсельхоза Том Вилсак. Уже сейчас в Америке заговорили о грядущем резком скачке цен на продовольствие. Почти сразу после заявления МСХ США цены на рынках на кукурузу и сою по сравнению с июнем подскочили на 30 процентов, на масленичные культуры - на 15 процентов. Стоимость сентябрьских фьючерсов на черноморскую пшеницу растет ежедневно. Всего за последние три недели цены на кукурузу повысились на 19 процентов (и это при том, что всего пару недель назад заявлялось об ожидающемся профиците кукурузы на рынке), а на пшеницу - на четверть.
Ожидается рост цен на мясо, птицу, молоко и хлебобулочные изделия.
По данным мирового совета по зерну, прогноз по урожаю нынешнего года снизили с 671 миллиона тонн (на 24 мая) до 665 миллионов тонн. Объем потребления в мире также понижен - с 136 миллионов тонн в мае до 135 миллионов тонн (по прогнозу на 2 июля).
При этом стоимость тонны пшеницы за три дня выходных (13-16 июля) выросла на американских биржах с 249 до 362 долларов, на французской бирже - с 323 до 329 долларов. В прошлом году цена за тонну составляла 309 и 280 долларов соответственно в США и ЕС. В Европе за выходные также подорожал ячмень с 301 до 305 долларов за тонну (в прошлом году в это время его цена составляла 270 долларов). В США соевые бобы подорожали с 628 до 643 долларов за тонну (прошлогодний показатель - 541 доллар).
Россия тоже снизила свой годовой прогноз по урожайности с 94 до 85 миллионов тонн. Однако эксперты Международного совета по зерну не исключают, что реальность окажется еще печальнее и Россия может собрать не более 80 миллионов тонн. В этом случае экспортный потенциал урожая зерна этого года не превысит 7 миллионов тонн (потребности РФ в зерне не превышают 73 миллионов тонн в год). (К слову, пока, как сообщил в своем микроблоге в Twitter вице-премьер Аркадий Дворкович, Россия не планирует вводить пошлины или иные ограничения на экспорт зерна.) На фоне засухи и наводнений в основных зерносеющих регионах северного соседа трейдеры бросились активно скупать зерновые в приграничных районах Казахстана, где за последние пару недель стоимость тонны пшеницы третьего класса (с клейковиной 23-24 процента) поднялась на 10-15 долларов, достигнув 263 долларов за тонну.
Пока в Минсельхозе не унывают, заявляя, что прогноз на урожай остается оптимистичным - более 14 миллионов тонн. При этом отмечается, что с учетом переходящего запаса экспортный потенциал в стране составит около 10 миллионов тонн (планируют, что переходящий остаток составит 7 миллионов тонн, если получится довести экспорт зерна прошлого года до 15 миллионов. На 1 июля объем экспортированного зерна составил 12,1 миллиона тонн). Однако засушливая погода в стране может скорректировать эти планы.
Как заявляется на сайте ИА “Казах-Зерно”, отсутствие всяких осадков не оставляет крестьянам надежд даже на хороший урожай.
Так, в Жамбылской области около 18 процентов посевных площадей оказались в плохом состоянии. На 9,8 процента гектаров яровые всходы погибли. Озимая пшеница (сейчас идет уборка) тоже не в самом лучшем состоянии. На некоторых хозяйствах области даже ячмень даст не больше 2 центнеров с гектара.
В Алматинской области больше половины всходов находятся в удовлетворительном и плохом состоянии. Среди погибших всходов преобладает озимая пшеница. Там, где ее уже собрали, урожайность составляет в среднем лишь 2,8 центнера с гектара. Крестьяне собирают ее в надежде хотя бы сохранить семенной фонд, о продаже речи пока и не ведут.
Хуже всего обстоят дела в Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях. Засушливая погода привела к тому, что в Костанайской области на списание идет около 20 процентов всех посевов. Если дождь не пройдет в течение ближайших 10 дней, то сельчане не рассчитывают получить даже по 6 центнеров с гектара. (За 2,5 месяца не было не только эффективных, но даже незначительных осадков.) Однако, как заявил вице-министр сельского хозяйства РК Муслим Умирьяев, “по Костанайской области около 23 процентов посевных площадей находятся в хорошем состоянии, около 53 процентов - в удовлетворительном, остальные, соответственно, в неудовлетворительном состоянии и на списании около 3 процентов”.
Сельчане Акмолинской области оценивают состояние всходов как удовлетворительное. Но и они рассчитывают на урожайность всего 7-8 центнеров. (Опять же, если дождь не пройдет.) “У нас есть поля, где осадки не выпадали с мая. Прогнозы на уборку неутешительные. Скоро будет период налива колоса, и влага здесь необходима - последний шанс на хорошую урожайность”, - заявил управляющий ТОО “Каз Гер” Батыр Коригов. (Один процент посевов ТОО уже идет на списание.) В других хозяйствах от засухи сгорело до 15 процентов посевных. Причем речь идет не только о зерновых, но и о кормах.
Прогнозы синоптиков пока неутешительны. Запад страны охватила жара под 40 градусов (а обещают еще выше), аналогичная погода будет держаться и на территории Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях. Пока Казгидромет нерешительно прогнозирует дожди во второй половине июля. Но она уже наступила, а дождями пока и не пахнет.
Насколько засуха отразится на запланированных показателях урожая, пока сказать трудно. Сельчане уже говорят о снижении урожайности от трети до половины. Но Минсельхоз не решается давать какие-либо прогнозы до первой декады августа, поскольку ближайшие пару недель являются критическими - если выпадут осадки, Казахстан может надеяться на среднегодовой показатель по урожайности, если нет - прогноз по урожаю снизят. Вопрос лишь - насколько.
К слову, засуха нынешнего года вновь подняла вопрос влагосбережения в Казахстане. В одном из хозяйств Акмолинской области, где данные технологии внедрили, в прошлом году удалось добиться рекордной урожайности в 60-65 центнеров с гектара на отдельных полях, средняя же составила 40-45 центнеров. В нынешнем году урожайность пока составляет 25 центнеров. Однако, как заявил фермер, средняя урожайность в нынешнем году на его полях ожидается в 15 центнеров. Учитывая, что на “безтехнологичных” полях рассчитывают собрать хотя бы по 6-8 центнеров (если пойдет дождь) - это весьма неплохой показатель.
Надо заметить, что сельское хозяйство в мировой экономике - одна из самых закрытых протекционизмом отраслей. Ключевой способ протекционизма выражается в колоссальных субсидиях. ЕС, США и Япония ежегодно направляют в собственное сельское хозяйство десятки миллиардов долларов, при этом на три эти центра приходится 90 процентов от объема субсидий всех участников ВТО. Доля государственной помощи в стоимости продукции уже в середине прошлого десятилетия: в Канаде - 21 процент, в Европейском союзе - 32, в Японии - 58, в Южной Корее - 62, а в Норвегии имела рекордно высокое значение - 70. Соединенные Штаты ежегодно направляют на субсидирование АПК свыше 60 миллиардов долларов - уровень господдержки там составляет до 40 процентов от стоимости продукции, производимой аграрным сектором. (Федеральные субсидии американским фермерам с 1995 по 2009 год составили 250 миллиардов долларов.) Причем значительную часть финансовых средств выделяют в таких странах по линии “зеленой корзины” (только на программы внутренней продовольственной помощи идет 30 миллиардов долларов). В США также существует программа прямого субсидирования фермеров, на которую выделяют 5 миллиардов долларов ежегодно. (Впрочем недавно сенат США одобрил законопроект о сокращении расходов на сельское хозяйство, призванный сэкономить 23,6 миллиарда долларов за 10 лет. В том числе и за счет завершения данной программы.)
Отчасти такое решение сенат США принял и потому, что в целом субсидирование в стране нацелено не на увеличение производства, а на то, чтобы отрасль была более экологичной, а фермеры более благополучны. Впрочем, пока это дает отличные результаты. Эксперты подсчитали, что впечатляющий прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50 процентов обеспечили благодаря государственному финансированию сельскохозяйственной науки.
Для примера: в Казахстане объем субсидий на сельское хозяйство составляет 4,3 процента от ВВП, или 474 миллиона долларов, у РФ - 6,4 процента, или около 4 миллиардов долларов, у Беларуси - 18,7 процента к ВВП. (Согласно соглашению по единым правилам господдержки сельского хозяйства в рамках ТС, максимальный объем господдержки, который оказывает влияние на конечную цену сельскохозяйственной продукции, не должен превышать 10 процентов от валовой продукции отрасли.) Интересный факт: начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила уровень поддержки сельского хозяйства в 89 миллиардов долларов. (Именно таким был среднегодовой уровень господдержки в 1989-1991 гг.). В течение переговоров сумму понижали сначала до 36 миллиардов, затем - до 16. На момент вступления России в ВТО ее определили в 9 миллиардов долларов, а к 2017 году должны опустить до 4,4 миллиарда. Учитывая необходимость согласованности в политике аграрного субсидирования между нашими странами, наш объем прямой господдержки, видимо, должен будет также зависеть от уровня данной суммы к ВВП России, а также от суммы, на условиях которой нас самих примут во Всемирную торговую организацию.
Конечно, можно оказывать поддержку АПК по линии страхования экспорта. Так, например, в 2009 году такая господдержка в Китае составила 60 миллиардов долларов, во Франции - 30 миллиардов, в США - 17, в Индии - 15, в Германии - 13, в Бразилии - 10, в Японии и Канаде - по 5 миллиардов долларов.
Удивительно, но в тех же США, несмотря на несколько не совсем удачных с точки зрения урожая лет (в том числе и в конце прошлого десятилетия), успешно научились обходиться без юридической фиксации цен на основные продукты питания. В Штатах, так же, как и в Казахстане, имеется некий антикризисный фонд продовольствия, однако используют его не в качестве стабилизации цен. Его “распаковывают”, когда речь идет о продовольственной безопасности (в части наличия продовольствия), а не для “рыночного регулирования” цен.
Зато у них есть неплохой аналог нашего стабфонда для всех, но работающего исключительно для уязвимых слоев - программа выдачи продуктовых талонов. Ее стоимость составляет порядка 80 миллиардов долларов ежегодно, а ее услугами пользуются сегодня до 46 миллионов человек (их число за последние пять лет выросло более чем в два раза - с 20 миллионов).
Удивительно, но факт. Если сравнивать объемы господдержки с объемом затрат на трудовые ресурсы, оборудование и т.п. (так, наши фермеры продолжают сеять и пахать на “советских” тракторах, а американский ездит по полю в комбайне с кондиционером и Интернетом), то по всем показателям видно - американцы тратят на процесс выращивания пшеницы гораздо больше средств. Кроме того, у них и стоимость тонны пшеницы гораздо больше (минимум на треть). Однако если сравнить цены в магазинах на тот же хлеб (не будем брать отечественное ноу-хау - “социальную булку), то окажется, что разницы в цене практически нет. У них булка в полкило стоит около доллара, и у нас - под 100 тенге и выше.
Наши чиновники любят обвинять в столь высоких ценах “монополистов”, дорогие транспортные и электрические затраты, воду и еще Бог знает что. Но объяснить, почему в США, которые нефть импортируют, бензин стоит менее доллара за литр, и в Казахстане, который эту нефть в США экспортирует, бензин тоже стоит доллар за литр, и булки хлеба по цене одинаковы - не могут.
P.S. К жаре в западных регионах страны прибавилась еще одна беда - саранча. В 2012 году, несмотря на обработку земли от саранчовых вредителей, на территорию РК залетели “гости” из России. По данным ГУ “Республиканский методический центр фитосанитарной диагностики и прогнозов”, в текущем году из-за погодно-климатических условий, а также залета итальянского пруса с приграничных территорий Российской Федерации в Актюбинскую, Западно-Казахстанскую и Костанайскую области площади распространения итальянского пруса в данных областях превысили прогнозируемые площади в 1 615,14 тысячи гектаров. Одна из причин - несвоевременная обработка химикатами от вредителей на территории РФ: саранчовые в большинстве находятся в окрыленной стадии. “МСХ РК направило письмо-уведомление в МСХ РФ о необходимости принятия срочных мер по обработке приграничных территорий с российской стороны”, - говорится в сообщении пресс-службы Минсельхоза Казахстана.
Астана |