|
Юлиана Жихорь
14 лет тому назад Астана впервые предстала перед миром в качестве новой столицы независимого Казахстана. Тогда, несмотря на громкую мировую презентацию, немногие выражали уверенность, что новая столица - это надолго. Такая уверенность была, наверное, только у одного человека
В буранный декабрь 1997 года в Казахстане началось современное великое переселение. Чиновников. Из Алматы в новую столицу страны (тогда Акмолу) двинулись эшелоны с первым десантом. В числе первых мигрантов - члены правительства, частично - министерств, парламента.
Первые впечатления от первых секунд пребывания на новом месте дислокации они помнят до сих пор. Многие теперь уже с улыбкой рассказывают, как, выйдя из поезда в традиционной алматинской зимней одежде, моментально замерзли, как слипались ноздри, слезились глаза. Как за 10 минут пребывания на улице обмораживались щеки, уши и руки. Как ветер сбивал с ног, а уж сдутым им шапкам не было числа.
Но у многих остались и радостные воспоминания: как жили в общежитиях, питались в единственных в то время ресторанах в городе “Золотая нива” (ныне “Меруерт”), “Скрипка Страдивари” (ныне “Челси) и в ночном кабачке, расположенном тогда до Дворце молодежи (до переезда столицы он был любимым местом тусовки криминальных авторитетов, а потом превратился фактически в столовую для прибывших), где, как на общих кухнях, толклись бок о бок министры и их подчиненные. В общем, говорят представители первой волны переселенцев, время было трудное, но веселое.
А главное, официальная презентация столицы состоялась. 10 июня 1998 года весь мир увидел этот степной город - где погода может меняться по 5 раз в сутки - и есть новый столповой град Казахстана. Кстати, за месяц до презентации непрезентабельное название Акмола сменило современное - Астана.
С тех пор вывели комаров (ежегодно с мая по сентябрь город обходят санитары, опрыскивая каждый кустик спецраствором), посадили вокруг города лес, уменьшив ветра. И сегодня Астана стала городом-символом развивающегося Казахстана, местом притяжения как туристов, так и финансов.
В январе 2002 года Астану объявили свободной экономической зоной. И с этого момента фактически начинается новая история столицы - левобережная. Над генеральным планом нового города трудился известный японский архитектор Кисе Курокава. Именно ему принадлежит идея прямых линий административного центра города - Водно-зеленый бульвар, вокруг которого располагаются основные городские объекты. Правда, со времени составления плана его не раз корректировали. Если раньше Байтерек (ставший символом не только города, но и страны) предполагался самым высоким строением Водно-зеленого бульвара (наверху золотого яйца, высотой 98 метров, открыта замечательная смотровая площадка), то теперь он несколько теряется на фоне современных высоток.
Традицию строить Астану по проектам именитых архитекторов продолжили в 2000-е годы. Дворец мира и согласия, Хан Шатыр стали уникальными произведениями зодчества Нормана Фостера. А отныне все новостройки будут однопроектные (внешне и вдоль новых улиц) и отделываться лишь тремя материалами: травертином, мрамором и гранитом. Но в целом архитектура Астаны - это сочетание разных стилей. Отчасти восточные купола административных зданий напоминают о мечетях, мавзолеях и дворцах, строившихся во времена Тимура. Площади - отголосок советского псевдоклассицизма. Но в целом преобладает ультрасовременный западный стиль.
За 14 прошедших лет Астана смогла превратиться из провинциального Целинограда-Акмолы во вполне современный мегаполис. Многие, подлетая к городу, видят картину, схожую (как они говорят) с обликом американского Манхэттена. И каждый раз приезжие удивляются темпам роста города. да что там приезжие, даже аборигены находят что-нибудь новое, проезжая по улицам раз в два-три месяца.
Конечно, перед Астаной еще много задач. Одна из ключевых - выйти на самоокупаемость (город до сих пор дотационный). Эксперты подсчитали, что количество собираемых налогов достаточно для самоокупаемости при населении в 1,2 миллиона. (Ранее заявлялось, что Астану “дотянут” лишь до миллиона). Надо строить новые дома, новые торгово-развлекательные комплексы (к сожалению, они сегодня сконцентрированы лишь на левобережье Ишима. В старом центре, где живет более половины населения, нет ни одного). Строить парки и сады.
Но одно уже точно понятно. Теперь в перспективу возврата столицы в Алматы не верит даже один человек. |