|
Алла Иванилова
Чиновники намерены навести порядок в переименовании улиц и населенных пунктов. Для этого правительство разработало поправки в законодательство по вопросам ономастики
Волна переименований улиц охватила Казахстан сразу после обретения независимости. По данным Комитета по языкам Министерства культуры, в 1991 - 2005 годы переименовали три области, 12 городов, 53 района областей, 7 районов городов, 43 железнодорожные станции и разъезда, а также 957 малых населенных пунктов. Кроме того, изменили транскрипцию названий трех областей, 12 городов, 14 районов, 76 железнодорожных станций и 22 малых населенных пунктов, 890 учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта и физико-географических объектов.
Последнее крупное переименование в Казахстане состоялось в 2007 году. Тогда президент на совещании в Семипалатинске предложил переименовать этот город в Семей, мотивируя это тем, что отрицательные ассоциации, связанные с действовавшим здесь в 1949 - 1989 годы Семипалатинским ядерным полигоном, отпугивают иностранных инвесторов и потенциальных туристов, которые боятся плохой экологической обстановки. Кроме того, новое название, по мнению главы государства, будет способствовать повышению роли казахского языка и казахской государственности.
Кстати, именно это - основная причина переименования всех названий, доставшихся в наследство от советского прошлого.
Больше всего это коснулось Астаны и Алматы. Здесь сотни улиц получили новые имена. Астанчанам пришлось заново изучать свой город, поскольку в 2008 году свои прежние названия сменили сразу 155 улиц, еще 141 улице, отнесенной к категории “безымянных”, присвоили имена. С карты столицы исчезли деятели советской эпохи, зато появились улицы с неизвестными именами. Одной даже дали имя бывшего короля Саудовской Аравии Фахд бен Абдул Азиза.
Не успели астанчане опомниться от массового переименования, как ономастическая комиссия вышла в маслихат с новыми предложениями. Тогда терпение депутатов лопнуло, а столичный аким, чтобы успокоить общественность, предложил ввести временный мораторий на переименование улиц. Градоначальник признался, что некоторые предложенные имена “легендарных” личностей даже не знает.
Регионы тоже не обошла “эпидемия” переименований. К тому же в глубинке этот процесс носил стихийный характер. Некоторые личности умудрились увековечить имена своих предков в названиях улиц и деревень. И даже после того, как президент заявил, что надо прекратить порочную практику соревнования в присвоении имен и возвеличивании своих дедов, отдельные влиятельные люди протаскивали через ономастическую комиссию нужное им постановление.
Порой улицам давали имена не только неизвестных людей, а называли в честь растений. Например, Акжелкен - растение из семейства зонтичных, которое применяют в косметических целях для удаления пигментных пятен, веснушек, профилактики почечных, сердечных заболеваний. Или Акселеу - трава, которая является основной растительностью просторов Сарыарки. Непонятно, каков их исторический вклад?
В итоге массовые переименования улиц привели к сумятице, и это вносит путаницу не только в работу экстренных и коммунальных служб. Горожанам приходится обивать пороги, чтобы выяснить, где же они все-таки живут. Не оправдала себя и главная идея - привлечь внимание казахстанцев к собственной истории: многие до сих пор используют привычные названия, игнорируя инициативы властей. Более того, удовольствие переименовать улицу никогда не считалось дешевым. Причем делают это за народный счет.
Неудивительно, что, в конце концов, руководство страны объявило временный мораторий с 1 июля 2008 по 1 апреля 2009 года на переименования городов, районов, сел и улиц. Чиновники связали его с предстоящей переписью населения. Однако затем мораторий был продлен постановлением правительства, и продолжает действовать и по сей день. И, кстати, несмотря на запрет, в 2008 - 2010 годах изменили названия 7 районов, 195 населенных пунктов, 38 сельских округов республики и 6478 улиц.
Одна из причин, почему до сих пор в стране действует мораторий, - отсутствие должного законодательства в этом вопросе. Нет, конечно, законодательная база есть. Так, еще в Законе “Об административно-территориальном делении Республики Казахстан” от 8 декабря 1993 года предусматривали создание при правительстве ономастической комиссии, целью которой должно быть “упорядочение работы по наименованию и переименованию административно-территориальных единиц и уточнение транскрипции их названий”. Закон закреплял за местными представительными и исполнительными органами право “с учетом мнения населения соответствующей территории” решать вопросы наименования и переименования. Так, аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа решает вопросы наименования и переименования составных частей этих населенных пунктов. При этом право изменения названий областей, районов, городов принадлежит президенту Казахстана, который должен принимать это решение на основе заключений ономастической комиссии и мнения жителей соответствующих территорий. Только, как говорится, бумага все стерпит. На деле мнение населения почему-то учитывают не всегда. К тому же в законе конкретно не прописано, каким образом его учитывать - проводить опросы или референдумы.
Сейчас чиновники намерены устранить все пробелы и ввести принципы прозрачности и солидарной ответственности при проведении ономастических работ. Недавно в мажилисе парламента презентовали поправки в законодательство об ономастике. Предусматривается внесение изменений и дополнений в Законы “Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан” и “О языках”. В частности, введут единый порядок. На сегодняшний день главный консультативно-совещательный орган страны по вопросам ономастики - Республиканская ономастическая комиссия при правительстве - в разных нормативных актах называется по-разному. Также существуют расхождения при наименовании и перечислении объектов ономастических работ. Введут и лестницу ответственности при принятии решения о переименованиях. Все названия улиц, площадей, скверов, мостов и других составных частей областных центров, городов республиканского значения и столицы будут обязательно согласовывать с Республиканской ономастической комиссией. На уровне районов, городов областного значения - с областной ономастической комиссией. Процедура переименования, как обещают чиновники, станет по-настоящему прозрачной, и будет определен порядок учета мнения населения.
Как только закон примут, власти обещают отменить мораторий на переименования.
Астана |