Ботагоз Омар
Государство все больше внедряет свои активы в частный капитал. На днях такой гигант, как фонд национального благосостояния (ФНБ) “Самрук-Казына”, заявил, что готов входить в долю малых и средних компаний, которые заняты переработкой и участвуют в государственных программах. Вот только как на эту форму ГЧП отреагируют сами предприниматели?
Представители ФНБ “Самрук-Казына” настолько увлеклись реанимацией крупных предприятий в годы кризиса, что теперь, после “спасения” строительного и банковского сектора, стали искать лакомые кусочки в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе начинаемого с нуля.
При этом в ходе недавнего расширенного заседания общественного совета по вопросам развития казахстанского содержания глава ФНБ Умирзак Шукеев не случайно сделал акцент на том, что фонд, в руках которого сосредоточены все национальные активы страны, еще с 2009 года занимается инвестированием в создание новых производств.
За три последних года таковых насчитывается уже 17, для чего потребовалось вливание более 51 миллиарда тенге. “Открыли новые предприятия по выпуску локомотивов, задвижек, индустриальных аккумуляторов и так далее. В результате этого в течение трех лет организации фонда за счет собственных усилий и при поддержке бизнеса сумели сократить объем закупок товаров иностранного производства на 3,5 тысячи наименований”, - подчеркнул председатель правления фонда.
Что касается производств, то, по прогнозам ФНБ, в ближайшие три года планируют введение в промышленную эксплуатацию еще 44 производств.
Чем дальше, тем больше. В минувшую пятницу в Астане глава фонда заявил о том, что, учитывая опыт компаний фонда по созданию новых производств, в инвестиционном блоке фонда сформировали новое направление: “Самрук-Казына” через свою дочернюю структуру, “Самрук-Казына Инвест” намеревается входить в уставный капитал вновь открываемых на территории страны частных предприятий.
“Данное направление позволит создать дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса путем совместной реализации инвестпроектов, в том числе сетевых на базе крупных, якорных проектов дочерних предприятий фонда, а также заключение долгосрочных контрактов на покупку готовой продукции”, - уточнил Умирзак Шукеев.
В 2012 году через эту новую “дочку” фонд планирует инвестировать около 30 миллиардов тенге в совместные проекты с малым и средним бизнесом. При положительных результатах до 2015 года эти инвестиции возрастут не менее чем в пять раз, до 150 миллиардов тенге. “Приоритет будут отдавать следующим проектам: создаваемым с нуля, связанным с инициативами частного сектора, направленного на увеличение местного содержания в закупках группы компаний фонда, и горнодобывающим, а также перерабатывающим компаниям, действующим на территории Казахстана. А также проектам МСБ, создаваемым в рамках реализации крупных госпрограмм, - форсированного индустриально-инновационного развития, жилищно-коммунального хозяйства, питьевой воды “Ак булак” и другими”.
Однако в этих проектах больше вопросов, чем ответов. Возможно, такие инициативы фонда остудят пыл тех предпринимателей, которые захотят обратиться в государственные структуры для получения финансовой помощи или субсидий от государства, чтобы предостеречь себя от “легального” рейдерства. От ответа же на вопрос, что если руководители частных компаний не проявят интереса в таком государственно-частном партнерстве, глава фонда уклонился. Открытым остается и вопрос, зачем государству вливать средства в уже созданные кем-то компании, если, как показывает практика, группа компаний фонда сама в состоянии создавать новые рентабельные предприятия. Если в конце 2007-го такие меры и были оправданы (так как распространялись на крупные финансовые организации, крах которых нес социальный эффект), то сейчас необходимость в таком протекционизме вызывает сомнения.
Астана |