|
Алла Иванилова
В сегодняшний век технологий узнать персональные данные человека не составит большого труда. Опросы общественного мнения во многих странах показывают, что люди опасаются за свои права на частную жизнь, поэтому все больше государств принимают законы, направленные на защиту персональных данных. Казахстан не исключение. Однако правозащитники считают, что отечественный вариант закона (точнее, законопроекта) не соответствует международным стандартам, более того, его могут использовать во вред. Законопроект “О персональных данных” едва поступил в парламент и уже стал самым обсуждаемым документом. Еще не прошло ни одного заседания рабочей группы, а от депутатов уже поступило около ста предложений
Сегодня очень многие занимаются сбором “досье”: госорганы, работодатели, банки, различные компании. При этом в республике нет единого закона, защищающего персональные данные. Более того, как и 20 лет назад, в законодательстве нет общего термина, определяющего это понятие. Советское законодательство, доставшееся Казахстану в наследие, оперировало лишь декларативными выражениями об охране личной жизни. Понятие о неприкосновенности частной жизни появилось в Конституции 1993 года, а в дальнейшем закрепилось и в новой Конституции 1995 года. Однако в действующем законодательстве не регламентировали правовое положение персональных данных, в том числе и биометрических. Определенный сдвиг произошел лишь в 2007 году. В принятом Законе “Об информатизации” появилось понятие “персональные данные (электронные информационные ресурсы персонального характера)” - сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни физического лица и данные, позволяющие идентифицировать его личность. В Трудовом кодексе закрепили термин “персональные данные работника”. Раздел “Право на жизнь и защиту персональных данных” появился и в Национальном плане действий в области прав человека на 2009-2012 годы и предусматривал разработку законопроекта о защите персональных данных.
В Концепции информационной безопасности до 2016 года, утвержденной Указом президента в ноябре прошлого года, констатируется, что проверки состояния защищенности государственных баз данных, включенных в состав “электронного правительства”, указывают на отсутствие адекватного правового, организационного и технического режима защиты персональных данных казахстанцев. В Министерстве внутренних дел это признают. “Никакой защиты на сегодняшний день не существует. Любой желающий может получить любые персональные данные о любом человеке”, - констатировал заместитель министра Ерлик Кененбаев.
Отсутствие защитных механизмов создает предпосылки для злоупотребления в криминальных целях: это подделка документов, мошенничество, незаконное копирование и распространение различных баз данных. Поэтому сегодня остро стоит вопрос принятия закона, который бы регулировал отношения, связанные со сбором и использованием персональных данных.
Такой законопроект недавно внесли в мажилис и во вторник презентовали. Его разработчиком выступило МВД. Согласно данному документу, в республике создадут единый банк данных. В досье на каждого человека будет содержаться следующая информация: фамилия, имя, отчество, национальность, пол, дата и место рождения, индивидуальный идентификационный номер, юридический адрес, место жительства, абонентский номер средства связи, номер документа, удостоверяющего личность, семейное, социальное положение, наличие движимого и недвижимого имущества, образование, профессия и биометрические персональные данные. При этом, по словам представителей МВД, законопроект будет направлен прежде всего на защиту прав граждан. Как заверили полицейские, сбор сведений будут осуществлять исключительно с согласия человека. Однако законодательно устанавливаются случаи, когда гражданин обязан предоставлять информацию о себе. А именно, при охране правопорядка, обработке данных в сфере социальной защиты населения, переписи населения и отношений, касающихся воинской службы. “Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о разведывательной, контрразведовательной и антитеррористической оперативно-розыскной деятельности, а также о сведениях, составляющих госсекреты в случаях защиты жизни, здоровья и иных законных интересов человека”, - пояснил вице-министр внутренних дел Ерлик Кененбаев.
Кроме того, за разглашение персональных данных должностных служащих ждут штрафы - от 50 до 200 МРП. А распространение такой информации с использованием средств автоматизации влечет более крупные штрафы. При этом такие дела будет рассматривать исключительно суд.
Также законопроект регламентирует вопросы биометрических данных, под которыми понимаются сведения, характеризующие физиологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - капиллярный узор пальцев и радужной оболочки, структура ДНК, фотография, подпись.
Казалось бы, государство изо всех сил старается оградить личную жизнь казахстанцев от посторонних глаз. Однако представители правозащитных организаций, проанализировав законопроект, пришли к выводу, что его отдельные нормы на практике могут привести “к произвольному толкованию и неадекватному применению и, как результат, необоснованному ограничению прав и свобод человека”.
По словам директора филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности в г.Астане (КМБПЧ) Анары Ибраевой, разработанный законопроект не соответствует международным стандартам. В частности, в нем не конкретизировали охрану права на неприкосновенность частной жизни и не определили орган, который будет стоять на страже персональных данных. “Если мы посмотрим на международные стандарты, то они предполагают, что должен быть определен конкретный орган, который бы нес полную ответственность за распространение той или иной базы данных. В некоторых странах это назначаемый парламентом омбудсмен”, - отметила Анара Ибраева.
По мнению правозащитников, перечень персональных данных должен быть шире и включать сведения о доходах, религиозной или политической принадлежности. Иначе, если завтра такую информацию будут собирать, использовать и распространять, то права конкретных лиц будут ограничены.
Кроме того, в законопроекте есть “серьезные лазейки”. “Существует угроза использования биометрических данных в целях, которые выгодны для правоохранительных органов”, - считает глава КМБПЧ в г.Астане. Смущают и нормы закона, предполагающие в отдельных случаях сбор информации без согласия лица. “Эта информация должна собираться ровно настолько, насколько необходимо ради расследования конкретного дела”, - заметила Анара Ибраева. Но кто будет следить за “соразмерностью сбора”?
Астана |