|
Алла Иванилова
За годы независимости документы, удостоверяющие личность, не раз меняли свой облик. Однако по сей день “эксперимент” с документами остается открытым
Сейчас в мажилисе парламента рассматривают законопроект “Об удостоверяющих личность документах” и сопутствующие ему поправки. По словам разработчиков в лице Министерства внутренних дел, целью законопроекта “является утверждение на законодательном уровне перечня удостоверяющих личность документов, а также общих требований по их оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению”. Всего таковых 11 видов: обычный паспорт казахстанского гражданина, дипломатический и служебный паспорта, удостоверение личности, вид на жительство, удостоверение лица без гражданства, удостоверение беженца, удостоверение личности моряка, заграничный паспорт, свидетельство на возвращение и свидетельство о рождении.
Пожалуй, самым спорным моментом является оформление документов. “Некрасивое у нас удостоверение личности. Мы сдаем цветные фотографии, здесь они черно-белые, лица размазанные, вообще непонятные. Удостоверение лица без гражданства и вид на жительство намного красивее, чем у гражданина Казахстана. Надо же что-то менять?!” - обратился к руководству МВД мажилисмен Мухтар Тиникеев. Его поддержала коллега Светлана Романовская: “Роспись электронная - это вообще нечто. Во-первых, настолько неудобно, во-вторых, размазанная, некрасивая и совсем не похожа на оригинал. Не каждый может расписаться таким образом, как расписывается электронной росписью. В конце концов, мы далеко ушли, есть флэшки. Почему мы должны там фотографироваться? С точки зрения защиты прав потребителей это навязывание услуг”.
Однако, как утверждают чиновники, сегодняшние документы изготавливают в соответствии с международными стандартами, вот только их качество не соотносится с этими стандартами. Некоторые документы и вовсе с ошибками, а в паспорте используют разные языки - то английский с русским, то с казахским. Даже депутатам неловко показывать свои паспорта за рубежом. “Когда мы ездим за границу и показываем свои дипломатические паспорта, они думают: какие они неграмотные. Заполняли одну половину на одном языке, другую - на другом. Надо все на одном языке заполнять”, - считает народный избранник Шалатай Мырзахметов.
В Министерстве внутренних дел знают о проблемах, но сделать пока ничего не могут. Как заметил заместитель директора РГП “Информационно-производственный центр” Ержан Адамов: “В настоящее время оборудование, которое у нас есть, настроили на выпуск тех документов, которые мы выдаем. То есть фотография у нас черно-белая, пока не цветная. Со временем, естественно, мы будем совершенствовать все свои системы, автоматизировать бизнес-процессы, выходить с предложениями об изыскании дополнительных средств на совершенствование нашего оборудования. Будем рассматривать новый дизайн удостоверений. После проведения всех этих мероприятий добьемся результата”. В общем, получать “красивые” документы рядовые казахстанцы будут не скоро. Повезет только тем, кто осуществляет внешнеполитическую деятельность. В этом году разработают новые служебные и дипломатические паспорта. Они будут биометрическими и строго на двух языках - казахском и английском. Как пообещал директор Департамента консульской службы Ырыскали Дауренбек, внедрять паспорта начнут текущим летом.
Казахстанцы уже привыкли к чипованным документам - удостоверениям личности, паспортам, водительским правам. Однако далеко не каждый знает, какую информацию содержит так называемый RFID-чип.
По словам изготовителей документов, в чипе, емкость памяти которого не менее 64 кб, хранятся биографические сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения, гражданство, юридический адрес, номер документа, дата выдачи и срок действия, индивидуальный идентификационный номер, цифровые фотоизображения и подпись, а также оставили место для дополнительных сведений, таких, как группа крови, непереносимость лекарственных средств и др. Со временем чиновники намерены расширить операционную память чипа.
Чипованные, или биометрические, документы в Казахстане действуют третий год. На их разработку потратили немало средств и предполагалось, что новое удостоверение личности заменит несколько документов. То есть, приходя в поликлинику, ЦОН, банк или другое учреждение, человеку не надо нести адресную книгу, фотографии и прочие справки. Однако сегодня далеко не везде есть аппаратура, считывающая информацию с чипов, поэтому нет никакой разницы - старое ламинированное удостоверение или новое с чипом. Получилось, как всегда, - внедрить внедрили, но не доработали.
Еще один вопрос, который подняли депутаты, касался водительских прав. Во многих странах этот документ приравнен к удостоверяющим личность. В Казахстане он, прежде всего, считается “разрешающим”. По словам мажилисмена Мухтара Тиникеева, в законе необходимо закрепить требование о том, чтобы водительские права “везде принимали как документ на уровне паспорта”. “Допустим, при заселении в гостиницу или когда тебя останавливает сотрудник полиции на улице”, - привел пример парламентарий. Однако позиция чиновников однозначна: не может разрешительный документ идентифицировать личность. “По водительскому удостоверению возникает ряд проблем. На сегодняшний день по существующему законодательству в отдельных случаях у нас водительское удостоверение изымают и взамен него выдают временный талон. В такой ситуации, как мы его можем приравнивать к удостоверению личности или паспорту”, - высказал свою точку зрения заместитель министра внутренних дел Кайрат Тыныбеков. Тогда зачем, спрашивается, власти столько сил и средств потратили на разработку новых чипованных прав, если они нигде не котируются? Получается, для “удобства” самих полицейских.
Астана
От редакции
Откуда в современном казахстанском документе, отвечающем всем мировым стандартам, объявляются эти фотографии, качество которых напоминает времена дагерротипа?
Ответ на самом деле тривиальный - из ЦОНов, то бишь из мест, где мы получаем этот документ. Работники ЦОНов на любые попытки сфотографироваться на документ у профессионалов холодно отвечают, что никак нельзя. Только здесь и только на их оборудовании. Как правило, фото делают без проб и зачесывания волос у зеркала, хватают человека, что называется, на бегу. Он, бедняга, только-только отстоял очередь в кассу, потом в окошко ЦОНа, и тут его, замыленного и замученного бюрократией, еще и запечатлевают для истории. Мы уже не говорим о сомнениях, которые вызывает квалификация тамошних “кадров”, и о низком качестве аппаратуры, сомнения в чем, увы, даже не возникает.
И вот ты вынужден много лет ходить с этим личным позором.
По сути, нам навязывают ненужные и некачественные услуги. Ощущение, что это кому-то выгодно. Получается афера государственного уровня.
Ботагоз Сейдахметова |