|
Константин Маскаев
Вероятно, каждую полицию рано или поздно приходится “чистить”. Это можно списать на издержки профессии. С волками, как говорится, жить... Кого-то тесное общение с преступным миром учит “выть по-волчьи”. Кроме того, в органы попадают и случайные люди. Существует и критическая масса такого “балласта”, от которого и нужно избавляться. Ну а оставшимся после чистки, как привычно декларируют, выпадает честь вести дальнейшую работу по оптимизации органов
Мы уже писали, что указ о внеочередной переаттестации сотрудников правоохранительных органов президент подписал 10 апреля 2012 года. “Обследование” должно помочь определить уровень профпригодности полицейских, то есть подготовки и соответствия их современным требованиям. Некомпетентным сотрудникам с низкими морально-нравственными качествами и коррупционным поведением, мягко говоря, откажут в контракте на работу. Для чего в Казахстане создадут 90 комиссий. Об этом объявил руководитель Администрации президента Аслан Мусин.
В состав комиссий войдут свыше 500 человек. В каждой будет представитель Администрации президента, правительства, общественности, партий, ветеранских организаций и СМИ.
Помимо работников МВД профпроверка ожидает сотрудников Генеральной прокуратуры, финансовой полиции, МЧС и Комитета таможенного контроля.
Рассуждая об организации и проведении внеочередной аттестации, Аслан Мусин отмечает, что следует избежать формальностей, проявления протекции, предвзятости. Необходима прозрачность и объективность всех процедур, индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Весь процесс будет реализован с мая по ноябрь. О результатах доложат президенту. И вот когда в правоохранительных органах Казахстана останутся компетентные, честные, любящие свою профессию сотрудники, патриоты, способные обеспечить высокий уровень защиты прав и законных интересов граждан, полицию неизбежно постигнет качественное обновление. Новые “копы” будут строить свою работу в атмосфере нравственной доминанты, норм морали и транспарентности.
Но вдруг, когда общественности с таким благостным пафосом докладывают о прямо-таки революционных перспективах, появляется информация, что доказывать свою профпригодность будут не все сотрудники. “Неприкасаемыми” помимо первых руководителей ведомств и их заместителей станут и другие категории сотрудников. Знание законов, психологическую и физическую подготовку не станут проверять у полицейских с 20-летним стажем, у новичков, болашаковцев и женщин, находящихся в декретных отпусках.
При всех расписанных ранее перспективах данное сообщение нельзя не воспринимать как попытку свести весь проект к формальности и как оставление лазеек как раз для тех сотрудников, от которых данное сито вроде бы призвано отныне избавить систему. Почему это первых руководителей и заместителей лишают шанса продемонстрировать личному составу и обществу в целом, что они имеют все основания занимать нынешние должности? И, в конечном итоге, делом и результатами аттестации доказать, что достойны вести свои подразделения к грядущему обновлению, качественному росту и всем иным позитивным изменениям, на которые нацелен процесс?
От кого вообще исходит инициатива разделить сотрудников на тех, кто прав, что называется, по умолчанию, и тех, кого еще нужно проверить? Высокая должность, увы, совсем не индикатор лояльности и незапятнанности. Действительность демонстрирует, что подчас бывает как раз наоборот. И зачем брать таких людей в это “безупречное завтра”?
Интересно, что в соседней Киргизии не так давно и несколько раньше, чем в Казахстане, инициировали процесс обновления одной серьезной “конторы”. А именно, распоряжением премьер-министра Кыргызской Республики Омурбека Бабанова ликвидировали службу финансовой полиции с формулировкой “как полностью дискредитировавший себя орган”. На ее месте создали государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями, куда предприняли попытку набрать штат - в том числе из прежних сотрудников расформированного финпола. Но, понятно, не всех подряд.
Для чего организовали тестирование, итоги которого наглядно показали, что в упраздненном финполе числились (я специально не употребляю слово “работали”) люди случайные. Точнее, “свои”, просто пристроенные на хлебные места. Так, например, дети и родственники депутатов и министров не смогли сдать тест по отбору сотрудников в новый финпол.
Одна из членов комиссии по отбору персонала рассказала на пресс-конференции, что 14 братьев и сыновей депутатов не прошли тест. Трое родственников министров не дотянули до 50 баллов - то есть не преодолели этот проходной барьер. Один родственник депутата пришел и ушел, так и не зайдя на тестирование. Результаты тестирования, которые выдали бывшие сотрудники ликвидированной финансовой полиции, стали для комиссии полной неожиданностью. “Бывшие” разделились на две группы. Первая набрала очень высокие баллы, вторая - очень низкие, некоторые из них набрали всего 18-19 баллов. Тестирование транслировали в прямом эфире.
...Не хотелось бы прямых аналогий. Но, по-видимому, их не избежать. И если аттестацию запустили, значит, на то нашлись достаточные основания. Признать проблемы - это серьезный шаг. Но еще нужен и следующий, не допускающий компромиссов шаг, чтобы все и выглядело, и было последовательным. И не вызывало улыбку. |