|
Ольга Шишанова
Первый полет человека в космос стал эпохальным событием для всего человечества. Но звездная дорога началась с казахстанского “Байконура”, с которого вот уже на протяжении полувека стартуют космические корабли и аппараты. Как обстоят сегодня дела в космической гавани Казахстана, накануне знаменательной даты, 12 апреля, в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал народный герой Казахстана, Герой России, летчик-космонавт, генерал-лейтенант авиации, доктор технических наук, профессор, академик, председатель Национального космического агентства РК Талгат Мусабаев
- Талгат Амангельдиевич, по решению ООН 12 апреля - дата полета в космос первого человека планеты Земля - стала международным праздником. Что значит этот день, по Вашему мнению, для Казахстана?
- В прошлом году мы впервые отмечали День космонавтики как международный праздник. Соответствующую резолюцию приняли на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в связи с 50-летием первого полета человека в космос. Эту инициативу поддержали свыше 60 государств, что подтверждает значимость космической деятельности для большинства стран мира.
Сегодня Казахстан находится на пути создания своей космической отрасли, которой у нас никогда не было. Начало этому положили 27 марта 2007 года с момента подписания президентом Нурсултаном Назарбаевым Указа о создании Национального космического агентства РК.
У нашей страны есть хорошее преимущество - самый первый, самый пускающий и самый большой в мире космодром находится в Казахстане и принадлежит нашей республике, что дает право гордиться тем, что первый в мире космонавт стартовал именно с казахстанского “Байконура”. Для нас это служит также и хорошим стимулом к будущим свершениям в отрасли.
Безусловно, развитие космической деятельности является для Казахстана вопросом глобальной конкурентоспособности в мире. Это создание спутниковых систем связи и вещания, дистанционного зондирования земли, высокоточной спутниковой навигации, формирование космической инфраструктуры, развитие космической науки...
Уверен, что Казахстан со временем обязательно займет свое достойное место в клубе космических государств мира, а мы своим трудом сумеем приблизить этот день и будем отмечать 12 апреля как настоящий профессиональный праздник.
- Что значит этот день лично для Вас?
- Во-первых, меня назвали Талгатом, это “крылатое” имя дали мне в честь дважды Героя Советского Союза, легендарного казахстанского летчика Талгата Бигельдинова, который громил фашистов во время Второй мировой войны. Наверняка это имя дало мне импульс в жизни - я всегда хотел быть летчиком. Помню первый самолет, который пролетел над нашим селом Каргалы, - это был “кукурузник”, но он запал мне в душу, и я тоже решил летать. Мне тогда исполнилось три года.
Во-вторых, прорыв человека в космос сыграл в моей жизни огромную, даже, можно сказать, определяющую роль. Для меня этот праздничный день стал фактически главным и переломным моментом в жизни. Как сегодня помню торжественную школьную линейку, на которой объявили, что первый в мире человек планеты, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин, преодолев земное притяжение, проявив мужество и героизм, совершил виток вокруг Земли в космическом пространстве. Все мы, учителя и ученики, были в восторге от этого удивительного события.
Именно в тот момент во мне проснулась мечта повторить подвиг Гагарина, покорить космос. Именно этот день - 12 апреля 1961 года - положил начало моей дороге в космос. Вот так, в 11 лет я уже твердо знал, что обязательно стану космонавтом.
- Что Вы чувствовали, впервые побывав в космосе? Какое ощущение было главным? Некоторые космонавты говорят, что, побывав в космосе один раз, они всю жизнь видят нашу Землю во сне “оттуда”. А видите ли Вы такие сны?
- Свой первый полет на космическом корабле “Союз ТМ-19” на орбитальный комплекс “Мир” я совершил в качестве бортинженера экипажа основной экспедиции ЭО-16 во главе с командиром Юрием Маленченко. Полет состоялся с космодрома “Байконур” 1 июля 1994 года.
Во время своего первого полета я совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 11 часов 7 минут. В центре подготовки нам создавали невесомость на специальных самолетах по 25 секунд. Но такой длительной невесомости, как здесь, где она стала нашей жизнью, мы не испытывали. Это трудно передать. Это надо почувствовать.
Перед полетами меня сопровождало волнение. Особенно в день старта. Ракета стоит “под парами”, это огромная мощь, это процесс подготовки, это проводы тебя старшими товарищами, это риск, который сопровождает тебя всегда, это чувство ответственности - ведь ты представляешь свой народ.
Ощущений, эмоций было много. Но все-таки главные были связаны с Землей - земные чувства в космосе сильно обостряются. Какой бы красивой ни была Вселенная, истинное восхищение вызывает именно вид Земли из космоса. Эта голубая планета поражает своим живым теплом и светом. Находясь на орбите, действительно больше чувствуешь себя землянином, ведь из космоса не видно государственных границ.
Когда возвращаешься на Землю, то в первое время никакого желания еще раз полететь в космос нет. Радуешься земной жизни, проходишь длинный и трудный процесс реадаптации. Потом проходит время. И снова начинаешь думать о космосе, о работе на орбитальной станции. И снова просыпается желание полета в космос.
Сны... На орбите мне никогда не снились космические сны, только земные. А вот на земле даже сейчас, по прошествии стольких лет, иногда вдруг бывает, что летаешь во сне, невесомость снится. Словами не передать, человеческий язык беден для тех ощущений, которые ты испытываешь, побывав в космосе, да и чувств таких нет на Земле. Каждый, кто летал, понимает это по-своему. А ведь я еще и летчик и остался им в душе до сих пор. Потому я считаю себя одним из немногих живущих на Земле счастливчиков. Ведь всего около 500 человек за прошедшие полвека побывали в космосе. И еще - я полетел одним человеком, вернулся другим. В космосе у тебя происходит переоценка ценностей.
- Какое Ваше главное профессиональное достижение?
- То, что я добился своей мечты стать космонавтом, стал специалистом и нашел применение своим знаниям, как в космосе, так и на земле - я могу назвать своим главным профессиональным достижением.
Ну а как космонавт, я считаю своим профессиональным достижением долгосрочную и экстремальную работу на орбитальной станции “Мир”. Так уж сложилось, что во всех моих трех полетах - в 1994, 1998 и 2001 годах на орбите возникали нештатные ситуации. Технические поломки на станции, проблемы со связью с Землей, полная потеря электроэнергии на борту, экстремальные ситуации во время работы в открытом космосе и посадке.
Одним словом, пришлось очень много потрудиться, чтобы вдохнуть жизнь в нашу “старушку” - станцию “Мир”. Фактически мы с Юрием Маленченко в первом полете и Николаем Будариным во втором буквально спасли орбитальный комплекс “Мир”.
За эти достижения в космосе мне вместе с Маленченко присвоили звание Героя Российской Федерации, а буквально через месяц, в январе 1995 года, президент нашей страны Нурсултан Назарбаев удостоил нас звания “Халық Қаһарманы” РК.
Я очень горжусь тем, что меня наградили орденом Первого Президента - его всего несколько человек имеют в нашей стране. Также высшее мое профессиональное достижение, что я получил Героя Казахстана, Героя Российской Федерации, что у меня высшая награда Франции - орден Почетного Легиона, высшая награда Австрии, высшая профессиональная награда США.
В третьем полете, как и во втором, я был командиром экипажа. В составе моего экипажа был первый космический турист мира - американский миллиардер Денис Тито. Трижды после возвращения с орбиты я вручал нашему президенту флаг Казахстана, капсулу с казахстанской землей, главную книгу мусульман “Коран”, которые в общей сложности были со мной в космосе около года.
- Вы не раз заявляли, что наличие в Казахстане “Байконура” не означает наличия у нас космической отрасли. Что Вы можете рассказать о сегодняшней деятельности Национального космического агентства? Расскажите о проектах Казкосмоса сегодня. В чем успехи и в чем проблемы?
- Наличие собственной космической отрасли - яркий показатель демонстрации уровня развития любого современного государства, его экономического, научного и технического потенциала. У нас, по большому счету, не было в Казахстане космической отрасли как таковой. Было Аэрокосмическое агентство, а затем - аэрокосмический комитет. Все они были в составе разных министерств. “Благодаря” их деятельности до сих пор приходится расхлебывать некоторые проекты, которые начали во времена существования этих организаций.
Поэтому наш президент принял решение создать настоящий профессиональный самостоятельный центральный государственный орган - Национальное космическое агентство, и перед ним поставили задачу формирования отечественной космической отрасли, которая бы способствовала реализации прорывных проектов международного значения и интеграции страны в мировое научно-техническое пространство. Так в 2007 году появился Казкосмос, который с момента своего образования ведет работу по реализации нескольких крупных проектов, среди них создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов, целью которого является создание высокотехнологичного предприятия для проектирования, сборки и испытаний космических аппаратов.
Думаю, это будет большой завод с наукоемким производством - единственное предприятие подобного уровня в СНГ. В этом комплексе расположат конструкторское бюро, в котором будут работать отечественные специалисты, получившие знания за рубежом. Предприятие будет создавать спутники различного назначения - от идеи до воплощения ее в проекты и конкретные изделия. У завода будут возможности выпускать спутники не только для Казахстана, но и по заказу других государств. Реализация этого проекта идет совместно с нашим французским партнером - компанией EADS “Astrium”.
Далее. Проведение работ по созданию космической системы дистанционного зондирования Земли с французскими партнерами, позволяющей с помощью специальных спутников высокого и среднего пространственного разрешения получать различную информацию, которую в дальнейшем будут использовать в области сельского хозяйства, чрезвычайных служб, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности, геодезии и картографии и др.
В настоящее время в рамках контракта с французской компанией ЕАDS “Astrium” завершили этап эскизного проектирования космической системы и этап детального проектирования наземного сегмента космической системы.
Еще один момент - создание важного и перспективного проекта отечественной спутниковой системы KazSat, которая позволит эффективно решить проблемы связи и вещания на всей территории республики.
Как Вы знаете, 16 июля 2011 года с космодрома “Байконур” на геостационарную орбиту запустили спутник KazSat-2. После запуска космический аппарат прошел летно-конструкторские и зачетные испытания с привлечением казахстанских операторов спутниковой связи. 25 ноября прошлого года спутник KazSat-2 приняли в штатную эксплуатацию.
С июля 2011 года ведут работы по созданию спутника KazSat-3, разработали эскизный проект, проводят разработку технического проекта.
А вот одним из проблемных проектов Казкосмоса является строительство КРК “Байтерек” на базе экологически чистой ракеты-носителя “Ангара”, благодаря которому Казахстан сможет реально участвовать в процессе запусков на орбиту космических аппаратов, в том числе на коммерческой основе. Хотя данный проект направлен на значительное уменьшение вредного воздействия от пусков ракет-носителей с космодрома “Байконур”, использующих высокотоксичные компоненты топлива, к сожалению, создание КРК “Байтерек” до сих пор не вышло из проектной стадии по независящим от казахстанской стороны обстоятельствам.
На сегодняшний день основной проблемой проекта является вопрос его дальнейшего финансирования, хотя соглашение о его создании между Россией и Казахстаном подписали еще в 2004 году. Предполагалось, что КРК “Байтерек” построят за 5 лет, то есть к 2010 году. Согласно последним технико-экономическим показателям проекта создания КРК “Байтерек”, представленным Роскосмосом, стоимость проекта за это время выросла в семь раз, а срок его ввода в эксплуатацию так и не определили. При этом все затраты по проекту якобы должна взять на себя казахстанская сторона, поскольку российская сторона отказывается софинансировать проект.
Кроме того, в 2010 году истек и срок льготного периода по погашению основного долга и по уплате вознаграждения по бюджетному кредиту на создание КРК “Байтерек”. Но никогда и нигде в мире ракетные комплексы не создавали на бюджетный кредит, а финансировали только из бюджета государств. Ситуация: сам комплекс еще не создали, но начиная с 2011 года СП “Байтерек” вынуждено платить проценты по кредиту. Конечно, говорить об успешной реализации проекта не приходится.
Недавно стало известно новое обстоятельство, которое кардинально меняет ситуацию вокруг проекта создания КРК “Байтерек” - российская сторона рассматривает возможность использования РН “Ангара” на космодроме “Восточный”, который она планирует построить в Амурской области. Это означает, во-первых, появление прямого конкурента для КРК “Байтерек” и, во-вторых, изменение отношения российской стороны к КРК “Байтерек”. При таком раскладе, когда российская сторона строит КРК на базе РН “Ангара” на космодроме “Восточный”, теряется смысл создания КРК “Байтерек”.
Из-за того, что подготовкой соглашения занимались люди, некомпетентные в сфере космической деятельности, его подписали с многочисленными ошибками и упущениями. В частности, в документе не предусмотрели ответственность российской стороны, не определили стоимость проекта и сроки ввода комплекса в эксплуатацию, а также не оговорили вопросы поставки необходимого количества ракет-носителей “Ангара” для осуществления запусков.
- Казкосмос создали пять лет назад. Что изменилось с тех пор в структуре ведомства и его работе?
- За прошедшие пять лет в Казкосмосе сформировалась команда опытных и компетентных кадров, образовали профильные подразделения, а также создали подведомственные организации: АО “Национальная компания “ћазаћстан Ѕарыш Сапары”, АО “Республиканский центр космической связи”, АО “Национальный центр космических исследований и технологий”, АО “Совместное предприятие “Байтерек”, РГП “Инфракос”, РГП “Научно-исследовательский центр “Ѕарыш-экология”. Сегодня в нашем арсенале - масштабные международные космические проекты, реальные планы по эффективному использованию космодрома “Байконур”, подготовке собственных инженеров и конструкторов космической техники.
- Каковы темпы развития Казкосмоса по сравнению с другими странами - Россией, Францией и тому подобными? Если двигаться такими темпами, как сейчас, через сколько лет Казахстан сможет “сравняться” с этими странами? И ставим ли мы перед собой такую цель?
- Нет, мы пока не можем ставить себе цель сравняться с агентствами таких стран, как Россия, США, Франция и тому подобные, поскольку они функционируют несколько десятилетий и имеют под управлением мощные отрасли и, соответственно, колоссальную бюджетную поддержку. Сейчас нам еще надо войти в клуб космических государств, поэтому давайте ставить перед собой реальные, осуществимые и приносящие народу и государству пользу цели. Это и есть главная задача Национального космического агентства сегодня - реализовать то, что наметили, и о чем я уже рассказал.
Что касается в целом развития космической деятельности Казахстана, исторически так сложилось, что страна, на территории которой находится крупнейший в мире, уникальный космодром, не обладает научно-технической базой для создания ракетно-космической техники и не имеет развитого космического сегмента. Весь цивилизованный мир, такие страны, как США, Россия, Франция, Германия, Китай, Япония и Индия, ушли вперед, потому что они занимаются этой деятельностью уже больше полувека. Казахстан же только делает первые шаги на пути создания и развития собственной космической отрасли.
Поэтому избрали линию участия в проектах совместно с ведущими космическими державами. Ведь вся колоссальная сложность освоения космонавтики для Казахстана заключается в том, что республике приходится одновременно налаживать международные контакты в космической сфере, создавать и запускать свои спутники, строить наземную инфраструктуру и готовить собственные кадры и при этом постоянно “держать руку на пульсе” современных достижений, чтобы не отставать от международных тенденций. И, как показывает опыт развитых космических государств, на создание своих космических отраслей ушли десятилетия. Чтобы не отстать навсегда, нам необходимо идти более быстрыми темпами.
Астана |