|
Алан Байтенов
Вчера официально опубликовали постановление главы правительства Карима Масимова, которым вводится запрет на экспорт ГСМ. Решение вступает в силу 1 июня. Запрет продлится до 1 сентября. Декларируемая цель - снизить цены на топливо на внутреннем рынке.
Налицо очередная настырная попытка “построить” административными способами саморегулирующуюся рыночную систему. Смириться с запретом на экспорт ГСМ можно только потому, что эта мера хоть как-то приспустит цены после недавней попытки еще более бесцеремонного административного вмешательства в эту отрасль, а именно - введения экспортной пошлины, которое и взвинтило цены на нефть и нефтепродукты
Стихийное поднятие цен на горючее преследует Казахстан каждый год. И каждый год правительство принимает одни и те же не совсем, мягко говоря, результативные меры. И в этом году оно опять “опаздывает” с регулированием цен на ГСМ: мировые цены на нефть растут с каждым днем, уже вплотную подбираясь к 130 долларам за баррель, что, конечно, усугубляет дефицит сырой нефти на отечественных НПЗ. Да и в общем польза от административного регулирования рыночной машины достаточно сомнительная. Хотя бы вспомнить подобное административное регулирование как введение в начале апреля экспортной пошлины на сырую нефть. Что, по понятным причинам, только спровоцировало резкий скачок цен на нефть и нефтепродукты.
А ведь аврала на внутреннем рынке можно было избежать, введя экспортную таможенную пошлину и запрет на экспорт ГСМ одновременно. Но время было упущено. При этом мы не говорим о том, что отечественным НПЗ давно пора выйти на полную мощность производства. Сегодня импорт топлива составляет порядка 25 процентов потребности республики. От чего мы автоматически начинаем зависеть от российских поставок, что в первую очередь подразумевает дефицит и скачки цен теперь уже в зависимости от внутренней стоимости российской нефти и ее продуктов. То ли еще будет, когда в ближайшее время некоторые НПЗ встанут на плановую модернизацию и каждый литр топлива на внутреннем казахстанском рынке будет на вес золота. Разве что исходя только из таких соображений и можно согласиться с “методами” правительства.
Кроме того, правительство неоднократно принимало попытки реприватизировать эту область с целью, так сказать, регулирования цен. Правда, желанием чиновников было, скорее, не снизить цены, а заняться собственным бизнесом... Ведь очевидно, что удержать цифры только их фиксированием невозможно: компании, будь они трижды государственными и имеющими свои преференции, допустим, в налогообложении, не смогут противостоять рынку. Вот и получается, что этот способ регулирования цен со всеми вышеперечисленными также не приведет к ощутимым результатам.
Большинство экспертов сходятся на одних и тех же причинах скачка цен на ГСМ, от которых не смогут спасти краткосрочные, принимаемые правительством меры по сбиванию цен. Качественно изменился сам спрос на нефтепродукты. Во-первых, по словам первого руководителя ТОО “Гелиос” Константина Свиридова, существенно вырос автомобильный парк Казахстана, ежегодный прирост составляет 10-15 процентов. Причем последнее время отдается предпочтение иномаркам, которые в основном употребляют высокооктановый бензин - самый дорогой в производстве. Так что не стоит забывать и о существенных вливаниях в оптимизацию производства нефтепродуктов: напомним, что грядет повсеместное введение стандарта топлива Евро-2. Как поделился с нами Константин Свиридов, в ближайшем будущем, например, ПНХЗ планирует переходить на стандарт Евро-2, что на первом этапе, возможно, также скажется на стоимости его продукции.
А вообще нынешняя ситуация с ценами на топливо еще раз подтверждает, что Казахстан глубоко интегрирован в мировую экономику и малейшее изменение ситуации тут же можно проследить на его рынках. Будь то ипотечный кризис, высокие ставки на нефть или дорожающее продовольствие. Но у государства сегодня “включился” гипертрофированный инстинкт самосохранения, эдакая страусиная политика - отгородиться от всех мировых перепадов административными мерами. При этом позиционируя себя открытой и либеральной страной.
Парадокс, в общем. Но дело даже не в нем, а в том, что в сегодняшнем мире глобализации проблематично построить свой островок чего бы то ни было в “одной, отдельно взятой стране”. Нельзя справиться с мировыми капитализмами, “разведя” лишь у себя, “на местах”. Надо учиться искусству управления государственным кораблем, так сказать, в бушующих водах Мирового океана. Хотя, конечно, проще заняться самовнушением и попытаться справиться с бурей, издавая специально подготовленные мантры. Простите, постановления правительства. |