|
Юлиана Жихорь
Глава государства устроил правительству “промывку мозгов” за очковтирательство и странности со статистикой. Президент пригрозил, что, если Кабмин не прекратит заниматься изображением бурной деятельности, “доверие правительству может быть и недолгим”
Такого сердитого Нурсултана Назарбаева журналисты не видели давно. Равно как и не слышали из его уст столь жесткой и столь долгой отповеди в адрес исполнительной власти всех уровней. Сразу после оглашения Послания народу Казахстана Нурсултан Назарбаев послал и правительство. На работу.
Начал президент с ожидающейся второй волны кризиса. Он сообщил, что “внешние условия могут спровоцировать девальвацию валюты наших торговых партнеров” и надо быть готовыми Нацбанку с правительством “обеспечить оптимальный курс тенге для конкурентоспособности продукции наших экспортеров. Нужно подготовить к кризису в целом финансовый сектор”. Вместе с тем, заявил президент, “каждый госорган, включая акиматы, а также нацкомпании, должен выработать меры реагирования на различные кризисные сценарии”: “Предупреждаю, что в случае ухудшения ситуации никакие ссылки на внешние факторы приниматься не будут”.
“Не думайте, что все у нас так хорошо, как иногда хотят представить”, - сказал глава государства. Например, бюджет не столь громаден, как хотят думать устраивающие разного рода пиршества по поводу и без. “Надо сократить расходы на проведение многозатратных, но и по сути бесполезных мероприятий, которых очень много стало. Очень любят все ездить в Казахстан на бесплатное, потому что мы хорошо встречаем, принимаем. Это стало модно. Чуть стало лучше в экономике, сразу пошел вал всяких юбилеев, помпезных конференций, международных совещаний. В планах министерств и акиматов сегодня насчитывается более 3 тысяч таких мероприятий, уже запланированных. Это надо прекращать, просто отрезать - и все”, - заявил президент. Добавив, что главный приоритет в ближайшие годы - эффективность использования денег.
А вот с ней-то у нас, как выяснил президент, большие проблемы. Например, налоговое администрирование у нас далеко не эффективное. “Красиво, тихо живут Министерство финансов и Налоговый комитет... Экономика растет, но растет и недоимка (по налогам)”, - негодовал президент, перечисляя цифры: в 2010 году недоимка в два раза выросла к 2009 году, а в 2011 году она увеличилась еще на 223 миллиарда тенге.
“Куда это годится? Некоторые госорганы вообще расслабились”, - возмущался президент, перечисляя расслабленных. Например, работающих с госзакупом: “Сегодня госорганы без конкурса закупают по многократно завышенным ценам товары и услуги своих же подведомственных предприятий. Без конкурса и своих же - что это такое?! Доведенная до абсурда забота о казсодержании? А ведь если обеспечить только 20-процентное снижение цен на товары и услуги госучреждениям, то можно сэкономить почти 500 миллиардов тенге”. При этом строятся новые заводы по производству чего-либо, что казахстанским покупателям “не по душе”: “В Восточном Казахстане легковые автомобили (производятся. - “НП”). Чиновники все покупают “Тойоты”, а что с ними будет, если ездить на наших машинах? Кто за этим следит вообще? Для чего строим индустрию, если мы сами, прежде всего, не используем ее? О каком импортозамещении мы говорим, когда сами ни хрена не работаем, извиняюсь?” - возмущался глава государства.
“Скажу прямо, положительная конъюнктура цен на наши экспортные товары, наличие средств в казне, усиление господдержки экономики на порядок снизили активность правительства по привлечению инвестиций, можно сказать, расслабили. Поэтому нечего хвалиться успехами своими великими”. От этих президентских заявлений большая часть Кабмина уткнулась взглядами в стол. А после критики в адрес региональных властей, что не работают по привлечению инвестиций в области, стать незаметными захотели и акимы.
Особенно когда президент выяснил, что из 31 крупного индустриального проекта лишь пять приходятся на производство готовой продукции. “Из всех реализованных проектов “карты индустриализации” почти 60 процентов приходятся на аграрный комплекс и стройиндустрию - вот результат громких наших докладов на всех перекрестках... 11 проектов предполагают производство продукции более низких переделов. Налицо явные перекосы. По реализуемым 220 проектам 80 процентов инвестиций направляются в нефтегазовый и горно-металлургический секторы. 80 процентов!!! Поэтому я сегодня поручаю Масимову, Ахметову, “Самрук-Казына” сделать анализ, дать ясную картину, насколько каждый из этих проектов содействует диверсификации нашей экономики”.
Акимам предстоит в экстренные сроки определить приоритеты регионального развития своего региона и обеспечить полную увязку местных проектов с программами правительства. (“В одно время, помните, как каждый захотел цементный завод в своей области построить, а нужен ли этот цемент кому-то или нет - никого не интересовало, - напомнил Назарбаев. - Или каждый начал строить стеновые материалы, каждый начал из металлолома делать прутья - строительную арматуру. А сколько ее нужно и где - это уже никто не знает”.) А курировать индустриальное развитие будет спецагент Астаны - специальный заместитель акима региона: “Его надо направить отсюда - из Мининдустрии, из болашаковцев - понимающих ребят и говорящих на английском языке. Это будет почти что второй аким... С ним вертикально должен работать министр индустрии, министр экономики, и он только этим должен заниматься - ездить, договариваться, искать, согласовывать, что ему надо делать. Видимо, акимы сильно заняты, чтобы всем этим заниматься”.
Не обошлось без “проходки” по персоналиям. “МСХ поручалось принять меры по поводу перевода ветеринарии на международные стандарты... На начало 2012 года из запланированных в прошлом году 126 ветлабораторий построено всего 27. Мамытбеков! Гора родила мышь - результат твоей работы. Бодро докладывают все, а дело проваливают”.
Новому главе Агентства по управлению земельными ресурсами Казахстана Кадирхану Отарову поручено навести порядок с землей. “Понахватали землю - никто не использует по назначению. Отаров! Вот раньше не смогли разобраться, поэтому и ушли они с той должности. Может быть, ты разберешься...”.
“Надо определиться с вопросом строительства объектов здравоохранения, - продолжал гневаться президент. - За прошедшие годы в рамках программы “сто школ, сто больниц” из 103 запланированных объектов здравоохранения построено только 58 . Кто администрирует это строительство? Минздрав... в чем дело?!” Министр здравоохранения Салидат Каирбекова робко поднялась с места, но Назарбаев ей даже рта раскрыть не дал: “Садитесь, так нельзя работать”. После чего министр до конца заседания меняла цвет лица с бледного на пятнисто-красный.
Когда же президент заговорил о волшебных превращениях сокращения числа госслужащих и работников государственных АО, через стол стал разглядывать свои ботинки даже премьер. “За 5 лет число госпредприятий (выросло. -
“НП”) почти в 1,5 раза - с 4 до 6 тысяч. Потому что у нас министр финансов добренький за счет государства. Не смотрит и не вносит предложения. Ни одного предложения Минфина президенту не внесено: как добывать деньги государству, как экономить деньги государства. Все приходят, и он всем выделяет. На этих госпредприятиях работает в 6 раз больше людей, чем на всей госслужбе Казахстана. 600 тысяч человек. 600 тысяч! Более половины из них убыточны, многие дублируют друг друга. Кто разберется? А? Кто-нибудь разберется, Карим Кажимканович? Надо кардинально сократить число госпредприятий, оптимизировать структуры холдингов, нацкомпаний и мне доложить. К 1 апреля”. “До 1 марта утвердить новые типовые положения структуры министерств, ведомств, акиматов, а затем в течение двух месяцев их оптимизировать. Сколько там живчиков сидят, зайчиков. Вообще не работающих. Бумаги переставляющих. За большие зарплаты. Во всех холдингах, национальных компаниях. Дочерние, не знаю, внучатые - все по женскому роду”.
“Запрещаю использовать высвободившиеся ресурсы на увеличение зарплаты оставшихся управленцев”, - продолжал бушевать Назарбаев.
Те же странные цифры возникают и при оптимизации лицензирования. “После первого 30-процентного сокращения всех лицензий из 1015 разрешительных документов должно было остаться около 700, а по итогам инвентаризации к концу 2011 года их стало 1137. Больше, чем до сокращения. Это просто чудеса какие-то. Что получается? Уменьшаем госаппарат, а количество чиновников растет. Сокращаем разрешительные процедуры, а они увеличиваются. При такой работе доверие правительству может быть и недолгим”.
“Я заверяю вас, Нурсултан Абишевич, - рассыпался в заверениях глава раскритикованного правительства Карим Масимов, - что мы учтем все вами сказанное, чтобы люди могли сразу почувствовать ваше сказанное слово”. Премьер пообещал, что поправки в бюджет будут отработаны правительством уже к следующему вторнику и до марта согласованы с парламентом.
Астана |