|
Ботагоз Омар
В этом году на казахстанском телевидении появятся передачи, в ходе которых будут транслироваться судебные процессы. Об этом на днях заявил глава Верховного суда Бектас Бекназаров. По его словам, суды теперь будут не только более прозрачными, но и объективными. Этому должны послужить новые реформы, проведенные в данной системе
В среду парламент принял поправки о статусе судей. Конституционный закон “О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК “О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан” нацелен на то, чтобы разделить действующие на уровне областей кассационные апелляционные судебные коллегии на коллегию по гражданским и административным и на коллегию по уголовным делам. Причем руководить кассационной судебной коллегией будет председатель областного суда.
Как неоднократно заявлял руководитель Верховного суда, высший судебный орган уже устал от натиска казахстанцев, которые буквально завалили его своими делами. Миновав областное звено, они после рассмотрения на районном уровне едут напрямую в Астану.
“Во всем мире предметом рассмотрения высшей судебной инстанции являются дела наибольшей сложности, вызвавшие широкий общественный резонанс. Сейчас же Верховный суд нашей страны рассматривает все без исключения дела, поступившие по жалобам сторон. В итоге он стал очередной судебной инстанцией, хотя его задачей является обобщение судебной практики и разъяснение правильного применения закона посредством принятия нормативных постановлений.
Стороны по гражданским делам, осужденные и потерпевшие, предпочли игнорировать такие важные стадии, как апелляция и кассация, обращаясь непосредственно в высшую судебную инстанцию. Это ни в коем случае не показатель недоверия к областным судам, но законодательство о судопроизводстве позволяло это, поощряя оторванность областных судов от населения”, - сообщил, представляя законопроект на суд сенаторов, глава Верховного суда Бектас Бекназаров.
Теперь с принятием законопроекта (он уже направлен на подпись главе государства) на практике должна заработать классическая модель отправления правосудия. Сначала дела будут рассматриваться в местном суде (первая инстанция), затем - в апелляционной, после - в кассационной коллегиях и далее, как исключительная стадия, идет Верховный суд, надзорный орган.
“Такая ситуация предотвратит практику направления судебных дел на повторные рассмотрения и является прямым путем для формирования практики рассмотрения каждого дела в суде первой инстанции только один раз. То есть это избавит многочисленных участников судебных процессов от волокиты, неоднократного прохождения судебных кругов”, - пояснил главный судья страны.
Потребность во внесении корректировок в действующее законодательство возникла из практики последних лет. “Например, в 2010 году 55,5 процента гражданских и 45,3 уголовных дел, минуя пересмотр на уровне областных судов, напрямую поступили в ВС. Не намного изменилась картина и в 2011 году”, - добавил Бекназаров.
Он убежден, что подавляющее большинство обращений в высшую судебную инстанцию вызвано недостатками, допущенными районными и приравненными к ним судами. Многие незначительные ошибки, допущенные в судах первой инстанции, могли быть устранены при нормально функционирующей апелляции и кассации, не порождая излишнюю судебную волокиту.
Еще одно новшество, направленное на предотвращение жалоб на протоколы судебных заседаний, касается применения технических средств аудио- и видеофиксации судебного заседания. “Кроме того, с принятием законов мы вплотную займемся вопросами электронизации судопроизводства в стране, и начало у нас уже есть”, - сообщил глава ВС.
Депутат сената Толеген Мухамеджанов в ходе пленарного заседания обратил внимание на опыт нашего северного соседа по повышению прозрачности судебной системы и повышению правовой грамотности граждан. “Мы надеемся, что все принятые судом решения справедливы. В России есть такая особенность, они слово “суд” связывают со словом “судьба”, потому что суд решает судьбы людей. И поэтому в России проводятся открытые судебные процессы на телевидении”, - с завистью воскликнул он.
Главу Верховного суда этот вопрос обрадовал, ведь у него было, что ответить на этот счет. Поэтому он не упустил возможности поблагодарить депутата за поднятие этой темы. “В России есть передачи “Час суда”, “Суд присяжных”, “Мировой судья”, которые транслируются по телевидению. Мы сейчас два-три проекта вводим и решаем вопрос с финансированием, и с 2012 года мы тоже на телевидении будем транслировать такие передачи”, - сообщил главный судья страны, добавив, что отечественная судебная система в Казахстане соответствует всем мировым стандартам.
Однако депутат Гани Касымов с этим не согласился, обратив внимание на то, что высокопоставленным лицам из Астаны не мешало бы изучить ситуацию в глубинках. “Вы в районах посмотрите, поездите. В рабочих кабинетах судьи правосудие отправляют. Это же неправильно. Мест не хватает, судей не хватает. Все жалуются. Так же нельзя”, - высказал он свою точку зрения.
Однако на этот счет глава ВС только развел руками. Он подчеркнул, что количество судей местных судов и Верховного суда определяются главой государства. “Конечно, здесь учитываются и численность населения в регионах, и количество преступлений”, - добавил он. По его словам, в 2010 году по республике было сокращено 370 судей, но, несмотря на это, работа держится на должном уровне. “Мы формируем сейчас кадровый состав, дополнительно принимаем 40 судей, и я ожидаю, что в будущем мы количество судей увеличим”, - отметил Бекназаров.
В то же время в своем докладе он сообщил о том, что с 1 января этого года количество судей Верховного суда было сокращено с 45 до 30. Эти высвободившиеся единицы использованы для формирования в регионах ювенальных судов.
Главный судья страны считает, что большую роль играет не столько количество судей, сколько их профессионализм. При представлении законопроекта в правительстве в октябре прошлого года он приводил данные, что из-за низкого качества работы только в течение первых пяти месяцев этого года Верховный суд пересмотрел 158 судебных актов районных и нижестоящих судов, по которым были защищены интересы государства на сумму 57 миллиардов тенге. Из-за низкой квалификации за пять последних лет 40 процентов судей были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Поэтому теперь порядок привлечения людей в мантии к дисциплинарной ответственности кардинальным образом изменится. Дисциплинарно-квалификационные коллегии судей будут упразднены, а полномочия по возбуждению дисциплинарного производства в отношении судей переданы судебному жюри, которое будет действовать только при высшем судебном органе с представителями судей районного, областного и Верховного суда. Всего в состав жюри будут входить 11 человек.
Астана |