|
Ирина Коврижкина
Вот уже год, как стартовала авторская программа Ирэн Аравиной в кофейне Coffeedelia, где собирается творческая молодежь Алматы. На этих тематических вечерах музыковед Ирэн Аравина рассказывает интересные и даже порой захватывающие истории из жизни композиторов и музыкантов с мировым именем всех времен и эпох. А певица Ирэн Аравина глубоко и душевно исполняет произведения по тематике вечера. А иногда музыковед и певица вдруг превращается в озорную девчонку и, говоря излюбленным словом Карлсона, шалит. Хулиганские импровизации добавляют и без того нескучным рассказам и чудесному пению Ирэн особый шарм
В последнюю встречу поклонникам таких вечеров с Ирэн Аравиной посчастливилось услышать на десерт к классическим вещам, поданным в нестандартной обработке, песни Виктора Цоя. Это напоминало, скорее, джазовую импровизацию, причем вполне удачную. И даже самые заядлые эстеты не поморщились, а громко и от души аплодировали. Ну а после программы зрители не отпускали Ирэн, благодарили и напомнили, что прошел уже год, как она вошла в их души и не отпускает с тех пор, просвещая и услаждая их слух. Об Ирэн Аравиной, о ее знаменитом отце - Юрии Петровиче, о коллизиях и перипетиях ее собственного творческого пути написано много. Для многих творческих и небезразличных к культуре алматинцев она свой, местный кумир. И абстрагировавшись от ее автобиографии, хочется спросить ее, что для нее самой наиболее важно в этой жизни.
- Ирэн, сейчас Ваши любящие зрители напомнили о маленьком празднике - годовщине Ваших встреч. Если проанализировать этот год, подвести определенный итог, какие у Вас возникли ощущения от этих встреч?
- У меня возникли ощущения того, что люди изголодались по информации. Теперь они сами интересуются хорошими вещами. У людей улучшился вкус. Сейчас я понимаю, что, если я, к примеру, возьму биографию певца Жени Белоусова, это, грубо говоря, не прокатит. Мне нужно затрагивать серьезные, глобальные темы. Чем больше людей приходит на эти вечера, тем шире спектр моих слушателей. Я с удовольствием, с удивлением заметила, что в Алматы выросла молодая, очень интеллектуально воспитанная и образованная публика.
- Значит, людей больше ходит сейчас, чем год назад?
- Да, увеличилось количество слушателей. Сарафанное радио сработало. Но в любом случае оно бы не сработало, если бы не было интереса. Не было бы интереса делать эти вечера, если бы они проходили в некомфортной обстановке. Огромное значение имеет атмосфера.
Помню, к примеру, цикл лекций в филармонии или оперном театре, когда была абонементная советская система. Мне было лет 12-13, и я начинала работать для детских концертов. Я помню это ощущение колоссальной дистанции между сценой, артистами, музыкантами, ведущим и зрителями. Постоянные ритуалы - тишина в зале, не шуршать шоколадками. Дети изнывают, потому что они очень маленькие. Я уверена: публика подобна этим детям. Потому что мы становимся естественными. Мы не хотим вести себя чопорно. Ну конечно, мы будем соблюдать эти правила в надлежащем месте, но в данной ситуации мы хотим ощущать себя максимально комфортно.
- Сегодня вместо запланированной программы из-за некоторых накладок концепция вечера неожиданно поменялась. И во втором отделении мы с удивлением и с изумлением услышали песни Виктора Цоя в неожиданной обработке в Вашем исполнении. Это было придумано спонтанно?
- Абсолютно спонтанно. Это идея Мамеда (Мамед Садых-Пур - музыкант, друг и сокурсник Ирэн Аравиной). Он предложил: “Давай Цоя переделаем?”. Я ответила: “А давай”.
- И часто такая спонтанность возникает? Наступают моменты, когда, выражаясь Вашими же словами, сказанными на вечере, хочется совместить несовместимое?
- Ага. Мы балуемся. Вообще, музыканты любят это делать. Это наши излюбленные сеты - назовем их так, когда музыканты в отсутствие гостей или просто друг с другом начинают придумывать такие смешные вещи. Это музыкальный юмор.
Когда в одном музыкальном произведении вдруг звучит другое и совершенно совпадает по гармонии, по всему остальному. И это очень смешно, поэтому этот музыкантский юмор присущ всем, но недоступен простым смертным, потому что всегда играется в узких кругах. А мы решили вынести это наружу.
- Что в таких, почти спонтанных импровизациях важно, чтобы это было не просто смешно, а так же красиво, как сегодня? Для Вас, как для певицы, наверное, хорошо знать музыканта, с которым работаешь. Важно такое тесное партнерство, чтобы его чувствовать, ловить на ходу настроение, тему...
- Тут дело не в количестве часов общения. Скорее, в чувстве. В чувстве партнера. Я могу не знать человека, могу в первый раз его видеть, но после сыгранного сета могу выйти за него замуж. Это серьезно. Мне очень многое скажет то, как он играет, что он играет и как он меня поддерживает. Как я его поддерживаю. То есть музыканты друг о друге могут сказать, не разговаривая. Потому что они общаются на одном языке. Как и художники, они тоже друг о друге знают все, не знакомясь, просто посмотрев работы.
- Вы музыковед. Несмотря на всю многогранность, часто Вас представляют как джазовую певицу. Скажите честно, Вам больше нравится, чтобы Вас как представляли?
- Я не люблю клише и себя не клиширую. Мне довелось работать во многих коллективах - исполнять классику десять лет, в государственной капелле, петь русские народные песни в ансамблях. И джаз - в джазбэнде. И репертуар у меня самый разнообразный. Я не могу себя ни к кому причислить. Все зависит от коллектива, в котором я нахожусь. Если я пою в капелле, беру позицию оперную, начинаю исполнять Рахманинова, Чайковского, и это совершенно естественно. Я не буду свинговать в таком случае, это никому не нужно, это не к месту. Манеру исполнения нужно подбирать в соответствии с ситуацией. А сегодня мы их “переодевали” у вас на глазах.
- Раз уж джаза коснулись - одного из Ваших амплуа, то не удержусь от вопроса о нем. Многие люди говорят, что не против послушать джаз. Но если он и исполняется у нас где-то, то все равно это однотипные джазовые стандарты. Может, поэтому здесь не появляется поклонников джаза? Он не развивается. Его нет...
- Авторского джаза? Для этого сейчас и создан джаз-бар Angels. И меня сейчас туда пригласили, чтобы помочь создать программу, которая дала бы людям возможность услышать всех представителей алматинского джаза: интересных исполнителей и исполнительниц, музыкантов различных направлений. Уже около пятнадцати команд и музыкантов подтвердили участие в этом проекте. Все очень интересные и разные. У нас сейчас на самом деле много хороших музыкантов и вокалистов, просто их негде послушать, поскольку они вынуждены работать в коммерческих проектах, исполнять коммерчески востребованные произведения. А для своего удовольствия и для узкого круга, пока нет гостей, они часто исполняют джаз. Но только зашли в заведение люди - поехала “Шизгара”. Мы загнаны. Поэтому этот джаз-бар признан освободить и снять все оковы коммерции. Вскоре это будет культовое место, и мы приложим к этому усилия, чтобы там звучали новые исполнители. И программа будет обновляться каждую неделю. И это не реклама заведения, это реклама места сбора музыкантов. Ведь все спрашивают: где послушать джаз? И никто не знал раньше ответа на этот вопрос. А теперь четко можно сказать где. Это единственный пока джаз-бар в Алматы. У него нет конкурентов. |