|
Анна Шелепова из Москвы
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели - человек, известный во всем мире. Более сорока лет назад стремительно и мощно начал свою художественную деятельность, и чем далее она идет, тем более удивительным кажется непрерывный подъем и расширение диапазона его творчества.
В Москве по-разному относятся к скульптурам, которые установлены по всему мегаполису. Но факт остается фактом - идут годы, совершаются политические и экономические перемены, сменяются целые исторические эпохи - титаническая работа Зураба Церетели остается.
В интервью корреспонденту “НП” он рассказал о своих проектах для Казахстана
Что и говорить, скульптор и художник в одном лице “побеждает” город за городом, одну страну за другой, его монументальные произведения есть и в Токио, и в Бразилии, и в Париже, и в Лондоне, а также в Нью-Йорке и Севилье. А вот в Астане пока нет, хотя есть готовый проект...
Зураб Константинович недавно вернулся из США, где состоялась его персональная выставка в залах Национального общества искусств США. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг вручил ему золотую медаль почета за выдающийся вклад в искусство.
Кстати, эту солидную награду в разные году вручали Сальвадору Дали, Джеффу Кунсу, Роберту Раушенбергу и Рою Лихтенштейну. Церетели же получил награду за вклад в культурное сближение между Россией и США. После США скульптор отправился в Париж. Там также стартовал выставочный проект “Россия - Франция: три века культурных связей в зеркале истории Российской академии художеств”, который призван показать историю и основные этапы развития Академии художеств в России. В нескольких точках Парижа одновременно можно будет увидеть и графику, и бронзовые изваяния, и эмаль - работы российских художников. Шедевры из научно-исследовательского музея академии уже находятся в Лувре на большой Всероссийской художественной выставке.
11 июня в залах оранжереи сената Французской Республики, в экспозиции Национальной выставки России в Гран-Пале открылась выставка “Российская академия художеств: пространство академической школы”. Были представлены скульптурные композиции “Мушкетеры”, “Великие мастера” (Пикассо, Модильяни, Шагал, Матисс, Ван Гог), “Руссо и Пиросмани”. А 14 июня в Академии изящных искусств Франции прошел вернисаж выставки “Российская академия художеств: история и современность”, 21 июня в залах штаб-квартиры ЮНЕСКО открылась экспозиция “Диалог культур в пространстве академической школы”.
- Зураб Константинович, Вы скучаете Советскому Союзу?
- Как художнику мне хорошо работать во все времена. Судьба сводила с хорошими людьми и в советский период, и сейчас. Никогда я не получал награды за портреты вождей, и даже в советский период Ленинскую премию мне дали за оформление бассейна.
- Экономический кризис отразился на жизни художников или он Вас не коснулся?
- Когда мы расстались с СССР, исчезло понятие госзаказа. Но я как художник ориентируюсь прежде всего на себя. Никогда не работаю на клиента. Надо понимать разницу - на клиента работает ремесленник. Художник всю жизнь работает ради искусства.
- Расскажите, что Вас связывает с Казахстаном?
- Я прекрасно знаком с Нурсултаном Назарбаевым, мы с ним дружили еще будучи молодыми, а с тех пор как он стал президентом Казахстана, у нас было несколько встреч.
У меня есть большой проект для Астаны. Назарбаев его утвердил, но все это пока осталось на бумаге... Моих скульптур пока в Астане нет.
- Как Вы относитесь к работам казахстанских скульпторов?
- Когда-то школа скульпторов была общей. Раньше почти все известные скульпторы бывшего Союза были членами нашей академии. И в общем-то академическое сближение было бы приемлемо и сегодня.
- Какова Ваша миссия как президента Академии художеств?
- Мне бы хотелось сохранить классическую художественную систему образования в России, воспитать новое поколение художников-творцов, богатых духом. Без памяти нет традиции, без уважения к прошлому невозможно оценить достижения настоящего.
На здании академии в Санкт-Петербурге по велению императрицы Екатерины Великой были начертаны слова: “Архитектура”, “Скульптура”, “Живопись”, “Воспитание”. Без воспитания уникальная система российской художественной школы потеряет смысл и будет обречена на исчезновение. Не случайно на ранних этапах существования российской художественной школы ученики именовались “воспитанниками”. Так было и в Петербургской академии художеств, и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. О воспитании художника, формировании его личности говорили и старейшие мастера-педагоги, стоявшие у истоков возрождения художественного образования в первой половине ХХ века. Цель моей работы с детьми - прежде всего направить их мышление в правильное русло. Потом они могут стать экономистами, рабочими, учеными, но должны мыслить через искусство. |