|
Зухра Табаева
Сегодняшний собеседник читателей - личность очень популярная среди поклонников театра и кино. У кого-то при произношении его имени появляется теплая улыбка в благодарность за мелодраму “Станция любви” либо же грусть, вызванная воспоминаниями о герое “Бегущей мишени”, а кто-то вновь заговорит о достоинствах и огрехах блокбастера “Кочевник”. Одним словом, имя режиссера Талгата Теменова, народного артиста Казахстана, не один десяток лет на слуху у культурной общественности и огромной зрительской аудитории страны; он признанный мастер и художник, от которого поклонники и ученики ждут новых творческих побед. С 2005 года он является художественным руководителем Республиканского театра юного зрителя имени Габита Мусрепова, одного из самых солидных из 50 театральных коллективов страны
О творчестве
- Как часто казахский ТЮЗ собирает полные залы?
- Премьеры не проходят при пустых залах... Современному театру выжить трудно, массовой культурой на сегодняшний день стали телевидение, эстрада и всевозможные шоу, кино, причем в большинстве случаев - зарубежное. Мне доводилось смотреть спектакли в США, Японии, там во время представления порой кажется, что ты смотришь кино, настолько оборудованы высокими технологиями западные сцены. Мы тоже к этому идем, но не все за нас болеют. В театр меньше стало ходить интеллигенции, чиновников. Как-то я высказался, что если найдется какой-нибудь министр или депутат, который покупает в кассе билеты и водит на спектакли детей, супругу, ему бы стоило дать звание “Халыћ Ћањарманы”. Высокие чиновники лишь президента сопровождают во время его визитов в театр и произносят высокопарные речи, искренней любви к нашему искусству они не выказывают.
- Ваш спектакль “Мулен Руж” поначалу вызвал критику определенных кругов, а сегодня проходит при аншлагах...
- Постановку полюбили зрители, а это главное в нашем творчестве! Театр - это живой организм, который погибнет, если не ставить произведения Шекспира, Шиллера, Ибсена и современных западных писателей, российских драматургов и отечественных шедевров, которые у нас есть и будут. Должен соблюдаться баланс, а еще писательский труд должен достойно оплачиваться. Как-то я обратился к одному драматургу с предложением написать для нас пьесу. В ответ он лишь усмехнулся, что не хочется ему месяц пыхтеть над серьезным произведением за тысячу долларов, когда за клип для банка ему заплатят 6 тысяч.
- Хорошие условия для работы Вы для актеров создали, требования к ним высокие? За что Вы можете уволить актера?
- Безусловно, высокие требования. Придя к руководству театра, я избавился от балласта. Увольнял сотрудников, которые не являлись на спектакли, расстался и с теми, кто просто числился в коллективе, но никак себя не проявлял. Я не допускаю мысли, что искусство должно делаться серостью! Серости не должно быть ни на сцене, ни на экране!.. Нельзя без профессионализма, ради этого, будучи ректором Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, я открыл 13 новых факультетов.
- В кино Вашими учителями являются Сергей Соловьев, Ролан Быков, кого Вы считаете своим наставником в театральном искусстве?
- Мой личный опыт, актерская игра на сцене Талдыкоргана, а затем работа в этих стенах.
- Что нового в Вашем творчестве как у кинорежиссера?
- Кино - это моя главная профессия. Запускаю новый кинопроект под рабочим названием “Преодоление”.
- Увидим ли мы когда-нибудь продолжение картин “Станция любви”, “Бегущая мишень”, “Волчонок среди своих”? Вам не хочется отследить судьбы “желтоксановцев”, к примеру?
- Повторяться, значит, топтаться на одном месте. Не по мне “Ирония судьбы-2”, “Асса-2”, долгоиграющая “Зимняя вишня”... В каждом возрасте есть своя правда, особенно у творческих людей. Художник должен понимать, о чем болит душа у общества. У меня была такая болевая точка. Выезжая за границу, мне было обидно, что многие ничего не знают о Казахстане, а те, кто знает, понятия не имеют о декабрьском восстании 1986 года, когда это была боль, крик души моего народа. Мы хотели языком художественного кино рассказать миру о том, что произошло в Алма-Ате. Я был первым режиссером, затронувшим эту тему. Сегодня ситуация изменилась, в мире уважают нашего лидера, пишут о стабильности нашей экономики. Уверен, что на мировом уровне скажет свое слово и казахское кино. Возвращаться к той теме я не считаю нужным. С точки зрения обывателя, мне было бы интересно, что же сейчас произошло с моими героями, но, с точки зрения художника, мне это неинтересно. Я человек, играющий на домбре, хочу сыграть свое произведение блестяще и не повторяться.
- Вы приветствуете современное казахское кино?
- Из всех искусств важнейшим является кино! Говорил так Ильич или нет, уже не докажешь, но именно кинематограф помог овладевать умами миллионов, помог насаждать идеологию. Сколько поколений было воспитано образами Чапаева, Павки Корчагина? Историческое значение для казахского народа имело творчество Мажита Бегалина, Шакена Айманова, Абдуллы Карсакбаева, Султана Ходжикова, Ораза Абишева, экранизация произведений Мухтара Ауэзова, Габита Мусрепова и других классиков. Появились звезды кино, начиная с Нурмухана Жантурина, Асанали Ашимова. На экране появились казахский быт, история, героизм, эпос. После литературы для становления современной казахской культуры кино сыграло огромную роль. На смену классикам пришла “новая волна”: Амир Каракулов, Ардак Амиркулов, Рашид Нугманов. С интересом слежу за творчеством Сатыбалды Нарымбетова... Моему поколению выпало жить в эпоху перемен, после выхода наших первых картин произошел распад СССР, кинопроизводство встало. Сейчас дело пошло в гору, радует политика нового руководства главной киностудии страны - “Казахфильма”, набирают силу частные кинокомпании. Если же говорить о современных режиссерах, то многие из них одной ногой отталкиваются от идей “новой волны”, другой - от современного западного кинематографа, американского экшна. Будет отсев, зритель разберется. Нас, казахстанцев, всего 16 миллионов, и кино трудно сделать бизнесом. Мало кинотеатров, их не более 70, пока они работают на зарубежное кино. Такие проекты, как “Биржан сал”, “Махамбет”, нам, бесспорно, нужны, но чтобы такое кино сделать интересным для молодежи, кассовым, режиссеры должны пользоваться самыми современными кинодостижениями.
О личном
- Как у человека, у Вас есть недостатки?
- Я не умею отдыхать. Я жаворонок, встаю очень рано и целый день на ногах. Отдых меня угнетает - чем напряженнее мой график, тем комфортнее я себя чувствую.
- Какие профессии избрали Ваши дети?
- Старший сын Дидар стал дипломатом, окончил магистратуру в Лондоне; второй сын, Айбар, выпускник Пекинского университета, получил образование востоковеда. Младший сын с отличием окончил РФМШ, поступил в КБТУ, получает знания на английском языке.
- Как Вы отмечаете юбилейные даты?
- “Чапанизацией” меньше всего нравится заниматься. Для художника лучший подарок - новый виток в творчестве, свежий ветерок. Новый фильм, постановка, книга, чтобы чувствовать исполнение своей миссии. |