|
Нурай Мукадес
Очень редко можно встретить человека, который за пределами своего министерского кабинета с легкостью перевоплощается в азартного шоумена. Михаил Ефимович Швыдкой - то самое редкое исключение. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, президент Российской академии телевидения знаком казахстанским зрителям по участию в программах “Культурная революция”, “Приют комедиантов” и “Жизнь прекрасна!”.
В своем рабочем кабинете Швыдкой соблюдает чиновничий этикет, он предельно официален и сдержан. Поэтому для общения с Михаилом Ефимовичем была выбрана уютная студия телеканала “Домашний”, где проходят съемки программы “Жизнь прекрасна!”
- Вы кажетесь очень многогранной личностью. Родились в Киргизии, сделали хорошую политическую карьеру в Москве. Серьезный политик, беззаботный шоумен. Интересно, какой Вы в кругу своих близких людей?
- Стыдно признаться, но я мало бываю дома. А в те редкие минуты, когда нахожусь в окружении своей семьи, занимаюсь не домашней работой, а реализацией предстоящих планов: что-то пишу, читаю. Ну, в крайнем случае, отсыпаюсь. Вот и делайте выводы, какой я дома...
- То есть получается, что детям Вы уделяете совсем мало времени?
- Ну почему же? Мы обожаем быть вместе, отмечаем все праздники дома. Иногда ходим в баню. Мои сыновья уже взрослые. Но они находят повод, чтобы упрекнуть меня в том, что в их детстве я недостаточно уделял им внимания, как это делают примерные папы, не покупал мороженого и сладостей в парке. Хочу восполнить упущенное и баловать своих внуков, рождения которых жду-не дождусь. Я уверен, что они внесут в мою жизнь что-то уникальное. И я, несмотря на занятость, буду стараться уделять им больше времени и заботы, чем своим детям и жене.
- Скажите, возможность параллельно с политикой работать на телевидении - это способ отвлечься от государственных дел?
- У меня с самого начала жизнь сложилась по зигзагу. Я закончил ГИТИС и большую часть жизни провел в театре, на телевидении и в кино. Потом я попал в бюрократическо-чиновническое русло, в котором нахожусь последние пятнадцать лет. Но поскольку большая часть жизни проведена в творческой обстановке, я человек свободной профессии. Но не богемный и не тусовочный. Я стараюсь довести до минимума свои выходы в свет. Это отчасти веяние чиновничьей работы, которая сделала меня педантичным при всей моей внешней легкомысленности.
- Тогда нужно непременно сделать Вам комплимент: Вы тонко маневрируете между этими двумя гранями...
- Знаете, когда я выхожу на телевизионную площадку, я забываю обо всем на свете. Ведь я работаю шоуменом. Константин Станиславский называл этот принцип: “Я в предлагаемых обстоятельствах”. То есть, выходя на площадку, я начинаю жить в обстоятельствах той самой площадки. И находясь на ней, я выкидываю из головы все мысли о проблемах насущных.
- Помогает ли знание культурной жизни, как говорится, изнутри в обсуждениях ее проблем на чиновничьем уровне?
- Конечно. Я же не всю жизнь ездил на служебном автомобиле! Начинал работать в качестве репортера. В моей трудовой книжке есть запись “корреспондент”. Я стал заниматься театром и телевидением в середине шестидесятых годов. Я много ездил по стране и достаточно хорошо знаю, что происходит в больших и малых областных и столичных театрах. Мои коллеги по цеху - это люди, с которыми я дружил, работал, учился. Для меня значительно сложнее было адаптироваться к политической и номенклатурной жизни.
- Как часто Ваши бывшие коллеги по театру пытаются решить проблемы за кулисами со своим другом-политиком?
- Часто. И я спокойно на это реагирую. Сразу оговорюсь, что раньше у меня действительно были огромные ресурсы, которые можно было использовать. Сегодня я занимаюсь только политической деятельностью и у меня нет денег. Но служба в Администрации президента дает мне другие возможности помочь людям - поговорить с ведомствами, которые обладают теми самыми ресурсами. Я считаю, что если ты можешь помочь людям, надо всегда помогать. Но подчеркну: помогать людям, которые занимаются настоящим делом. Здесь не идет речь о банальном протежировании...
- Скажите, Вы от телевизора не устаете? Не хочется иногда прийти домой и посидеть в тишине?
- В 1997 году я пришел на телевидение в качестве главного редактора канала “Культура”. Именно в те времена я начал смотреть телевизор уже профессионально и старался следить за всеми каналами. Для меня было необходимым знать контекст, в котором я существую. В этом смысле я профессиональный смотрильщик, может быть, поэтому не всегда получаю удовольствие от смотрения.
- Скажите, что Вы потеряли и что приобрели с переходом проекта “Жизнь прекрасна!” с телеканала СТС на “Домашний”?
- Наверно, больше приобрели. СТС ориентирован больше на молодежь, а “Домашний” по идеологии и смыслу - это канал для всей семьи. Нам всегда была важна атмосфера происходящего, она должна быть доверительной, спокойной и домашней.
- В программе “Жизнь прекрасна!” Вы, кажется, перепели все песни из репертуара советских и российских исполнителей. Что-то еще осталось в резерве? Чем можете еще порадовать зрителя?
- Это заблуждение. Мы не ретропрограмма и исполняем песни и современных авторов. Я считаю, что в СССР и в России счастливая песенная история. Отчасти, потому что песни сочиняли профессиональные музыканты и поэты. Говоря об истории, я считаю, что неиссякаемы хиты Дунаевского, Мокроусова, Островского, Френкеля, Богословского. Одним словом, зрителей есть чем порадовать, песен великое множество.
- А наедине с самим собой Вы что напеваете?
- Разные песни. Выбор песни происходит бессознательно, в зависимости от времени суток, настроения... Песня врывается в голову назойливо, и я несколько дней не могу от нее отделаться.
- С чем связано Ваше неутомимое стремление к преобразованиям? Вас называют бунтарем и реформатором...
- Я пришел в Министерство культуры в начале 1993 года, после распада СССР. Само собой, что нужно было все на корню менять. То есть, по сути, уйти от одной системы управления, которая развивалась по старой социалистической схеме, и перейти к другой. Без новых реформ в кинематографе и театре было не обойтись. Чиновникам нужно было занять новую позицию по отношению к художникам - дать им свободу. Власть не имеет права вмешиваться в эстетику. Нельзя нарушать два конституционных принципа: свободу творчества и свободный доступ к творчеству. Российские художники свою свободу отвоевывали с боем.
- Вы беспринципны в своих решениях?
- Я очень критично отношусь к себе. Я тоже человек и склонен ошибаться. И если я понимал, что решения, которые я принял, неправильные, я не боялся их менять. Страшно, когда ты становишься заложником своей беспринципности. Нужно всегда корректировать свою работу.
- В России сегодня поют все: политики, балерины, спортсмены... Это детские нереализованные мечты?
- Меня, кстати, это совсем не смущает. Даже больше: много поющих людей - это здорово! Это же не криминальный бизнес, это вещь для души. Уже давно подмечено, что пение отвлекает от плохого. Другое дело, когда публичные люди идут в политику... Эта тенденция меня больше настораживает. Хорошо, если у людей это получается, например, как у Елены Драпеко или Светланы Журовой. В этом случае я хочу сказать, что каждый должен заниматься своим делом. Уж лучше быть плохим певцом, чем плохим политиком. Поверьте, плохой певец приносит меньше вреда. |