|
Зухра Табаева
Сапар Койчуманов вновь снимает в Казахстане
В гостиной светской хроники знаменитый киргизский кинооператор Сапар Койчуманов, который завершил съемки нового полнометражного художественного фильма под рабочим названием “ФЭФ” (“Философский факультет”), английская версия. Это стало его очередным творческим тандемом с казахским режиссером, в ближайшем будущем зрители смогут увидеть картину. На Койчуманова как на родине, так и во всей Центральной Азии всегда повышенный спрос, и если он оставил свои дела и приехал в южную столицу, значит, задумка авторов сценария Дидара Амантая и Газиза Насырова тронула мастера
- Сапар Эдилевич, Ваша творческая биография тесно связана с казахскими кинорежиссерами. Вы решили продолжить традицию?
- Я соглашаюсь на съемки лишь в тех случаях, когда мне интересен сценарий, интересна сама драматургия сюжета. Думаю, сценарий “ФЭФ” удачный. Мы сняли живую и вполне жизненную историю о молодежи, о выпускниках философско-экономического факультета, факультета, которого теперь уже нет. Я думаю, что студенческая тема близка каждому. Меня эта история тронула, так как я сам часто вспоминаю о годах учебы, о жизни в общежитии, о наших иллюзиях, приключениях. Это вечная тема, которая всегда нова. Надеюсь, нам удалось передать студенческий дух романа Дидара Амантая “Гакку”. Моя жизнь в кино началась с киностудии “Казахфильм”. Еще будучи студентом ВГИКа, я познакомился с Ардаком Амиркуловым, и наше недолгое общение в Москве стало началом плодотворного сотрудничества в будущем. В 1982 году на “Казахфильме” Ардак приступил к работе над короткометражным фильмом “Охотник”. Это была трагическая история из жизни наших древних предков. Снимать свою первую картину он пригласил меня. Сработались. В фильме снимались Нурмухан Жантурин, Болат Бейшеналиев.
- Вероятно, при знакомстве с Ардаком Амиркуловым между вами сразу возникла взаимная симпатия?
- Положительные впечатления при первом знакомстве лишь усилились в процессе работы. Мне понравились собранность, профессионализм и потрясающая целеустремленность Ардака. Амиркулов по жизни любой ценой добивается поставленной цели, никогда не остановится на полпути...
Когда еще в 1987-м Амиркулов начал подготовительные работы к исторической картине “Гибель Отрара”, то запланировал меня как оператора.
- Как оператора-постановщика?
- Мы работали вместе с известным талантливым оператором Аубакиром Сулеевым, он мой сопостановщик. В 1989 году мы приступили к съемкам. Работа над картиной продолжалась два года. Снимать историческую картину всегда сложно, ведь ко всему прочему она непременно предполагает изобразительную драматургию, способную перенести, погрузить зрителя в другую эпоху, чтобы зритель был внутри фильма. Ради этого строятся специальные декорации, шьются сотни костюмов. Под Капчагаем была построена ставка Чингисхана.
- Как и для блокбастера “Кочевник”.
- “Гибель Отрара” отличается от “Кочевника” тем, что мы решили снимать под хронику, как фильмы о войне, к примеру. И попали в точку, хотя снимали на относительно недорогую черно-белую пленку.
- Награды шести кинофестивалей и государственная премия.
- Прежде всего для нас самих результат был впечатляющим. Повторюсь, что снять историческую картину - это колоссальный труд. Бесконечные дубли, причем мы снимали многокамерным методом, съемки шли с 6-8 камер. Затем только монтаж картины шел больше года. Первый вариант картины “Гибель Отрара” состоял из 40 частей, второй - из 24 частей, но окончательный двухсерийный фильм - это 10 частей.
- То есть зрители увидели менее трети из того, что было снято. Монтаж не всегда бывает безболезненным.
- Монтаж - это творческий процесс, который начинается уже со сценарного периода. Читая сценарий, я представляю себе, каким будет монтаж... Когда речь заходит о сценарии, то стоит упомянуть и о наличии режиссерского сценария, который мы пишем вместе.
- И в работе Вы строго придерживаетесь его, вплоть до запятой. А если оператору, как художнику, вдруг захотелось запечатлеть какое-то прекрасное облачко, тяжелую тучу, веселый ручеек, насекомое, закат или едва заметную дымку?
- И ручеек, и дымка, и насекомое прописываются в режиссерском сценарии.
(Смеется.)
- А попадали ли Вы во время съемок “Гибели Отрара” в экстремальные ситуации?
- Я попадал в экстремальную ситуацию во время съемок документального фильма “Салбуруун. Охота предков”. Тогда опасность преследовала нас на каждом шагу. Это картина о собаках породы тайган. Кстати, за эту картину я был удостоен награды “За лучшую операторскую работу”... Если же говорить об экстриме на съемках картины “Гибель Отрара”, то стоит вспомнить об актере Дохтурбеке Кыдыралиеве, моем земляке, сыгравшем главного героя. Помню, мы снимали в феврале в Хиве, и Дохтурбеку пришлось бегать по всему городу в обнаженном виде. И это не все его страдания - зимой и без одежды он по 4 часа находился в подвешенном состоянии.
- Во время съемок Вы часто спорите с режиссером?
- Постоянно спорил, без этого не будет творчества. Но в споре побеждает истина, в нашем случае - компромисс. Тогда спорил с Амиркуловым, теперь мы будем работать с Газизом Насыровым и тоже будем спорить. Он талантлив, молод, у него свое видение кадра, у меня свое. На Газиза я давно обратил внимание. Мы познакомились в 1991 году во время съемок фильма “Жизнь - женщина”, а потом он пригласил меня в свою картину “Райские птицы”. Мне было интересно с ним работать. За фильм “Райские птицы” я получил приз за лучшую операторскую работу на Иссык-Кульском кинофестивале.
- Вы удовлетворены своей работой в картине Сатыбалды Нарымбетова “Молитва Лейлы”?
- Сатыбалды Нарымбетов - классик! Я давно мечтал встретиться с ним на съемочной площадке, еще с тех времен, когда я учился во ВГИКе, а он на Высших режиссерских курсах в Москве. Своей работой в “Молитве Лейлы” я несколько не удовлетворен. Все же мы снимали ретро. И, думаю, мне не хватило упорства, чтобы все выглядело идеально натурально. Несколько обидно, что в картину не вошли некоторые интересные эпизоды. Одним из самых ярких моментов работы над этим фильмом было знакомство с Аянат Есмагамбетовой. Как только я увидел эту девочку, то сразу понял, что картине гарантирован успех.
- Не сложно ли было работать с женщиной-режиссером, когда Вы снимали картину “Честь” Улжан Колдауовой?
- В творческом плане режиссер женщина или мужчина на съемках никак не отражается. Во всяком случае, для меня.
- Вы с любовью говорите об актерах, режиссерах, а сами сразу выбрали профессию оператора?
- Сразу, так как с детства увлекался фотографией. После школы я год проработал ассистентом оператора на “Киргизфильме” и о какой-то другой профессии уже не мечтал. Конкурс при поступлении во ВГИК был жесткий, больше 20 человек на место, предварительно мы высылали в Москву свои фотографии. А потом меня всецело поглотила учеба, мы видели, как снимали мэтры советского кино. Во время практики мне довелось ассистировать Евгению Матвееву на съемках фильма о войне “Особо важное задание”, в Ленинграде мы принимали участие в съемках фильма-оперетты “Летучая мышь”.
- На “Узбекфильме” Вы тоже снимали.
- Это была кинокомедия “В Багдаде все спокойно”, в ней снимались Светлана Крючкова, Рано Кубаева.
- Вы не один год занимаете должность заместителя генерального директора киностудии “Кыргызфильм”. Не отвлекает ли работа чиновника от творчества?
- Отвлекает, конечно, но без этой должности я бы не смог влиять на ситуацию, сложившуюся в современном киргизском кино.
- Что еще нового в Вашем творчестве? Каковы ближайшие планы?
- Завершены съемки комедии “Эх, мужики!”, ее режиссер - наша молодая коллега Гульжан Калибаева. Это ее режиссерский дебют, зрителям же она известна по проектам сатирического театра “Тамаша”. Съемки проходили в Шымкенте. Герои комедии - четверо друзей-сослуживцев, они едут на пикник, перебирают со спиртным и попадают в современный матриархат... Теперь с режиссером Канатом Касеновым мы задумали снять исторический фильм по Айтматову, фильм о манкурте. Сейчас мы заняты сценарием.
- Успехов!
Блиц-опрос
- Вы никогда не влюблялись в актрис, которых снимали?
- Обязательно, только лишь как в сестер.
- Назовите картины с удачной, на Ваш взгляд, операторской работой?
- “Злой, плохой, хороший человек”, “Девятая рота”.
- У богемных личностей, как правило, не складывается личная жизнь. Крепкая ли у Вас семья?
- Я однолюб! Прожил в браке с любимой супругой Рано более четверти века. У меня двое детей - сын Махмут и дочь Камилла.
- Вы снимали кого-нибудь из членов своей семьи?
- Нет. Моя супруга - педагог. В отношении детей - мне бы не хотелось, чтобы они связывали свою жизнь с кино.
- Верите ли Вы в мужскую дружбу?
- У меня есть несколько хороших приятелей и близкий друг Нурбек Булатов, актер, каскадер. Он снимался в картинах “Монгол”, “Кочевник”. Вместе с Нурбеком мы сняли картину “Салбуруун”.
Справка “НП”
Сапар Койчуманов родился в городе Фрунзе в семье геолога. В 1984 году окончил операторский факультет ВГИКа. Фильмография: “Охотник” (1982), “Мама Роза” (1991), “В Багдаде все спокойно” (1993), “Честь” (1994), “Гибель Отрара” (1990), “Райские птицы” (2005) - всего принимал участие более чем в 30 проектах. |