|
Алима Унгарбаева
С помощью нашей гостьи Венеры Рахышевой народный эпос “Кыз Жибек” обретет новую жизнь. В мире искусства Венера известна своей преподавательской работой с самыми известными вокалистами страны, кроме того, Венера поет и сама в известной группе “Арт-вокал”. И вот теперь она решила попробовать себя в продюсировании. Она является генеральным продюсером и автором идеи мюзикла “Жибек”, премьера которого состоится в мае этого года в Алматы. Позже, как планируется, его смогут увидеть зрители в Москве и Лондоне. Впервые в Казахстане будет поставлен мюзикл по всем бродвейским стандартам, со старым сюжетом, переделанным на новый лад. Обо всех прелестях проекта читателям “НП” рассказывает автор идеи
- Венера, сейчас нелегкие времена, во всем мире бушует финансовый кризис, как Вы в подобное время решаетесь на такой грандиозный проект?
- Ну, в первую очередь, следует сказать об отношении к этому кризису. Потому, как мне кажется, что финансовый кризис - это прежде всего массовое позерство. Люди не понимают, что вообще происходит, только знают, что там, где-то наверху, в финансовых сферах, что-то такое творится. И шумят тоже: кризис, кризис.
Если посмотреть с другой стороны, кризис начинается у каждого в голове. И мой ответ на Ваш вопрос: у меня в голове кризиса нет. Если взять историю, проанализировать ее, то легко убедиться, что все великие дела, в культуре, в частности, творились именно тогда, когда в странах было плохо, когда, в лучшем случае, людям нечего было надеть, а в худшем - нечего есть. Именно тогда, показывает история, человеческий фактор играл не последнюю роль.
То есть, когда наступает кризис, появляется некий голод, физический и духовный, тогда почему-то в сознании людей просыпается какая-то потенция, желание что-то делать, нерядовое, необычное, интересное. Мне кажется, что именно кризис способствует рождению таких проектов. Поэтому кризис - это такой формат, который должен просто выводить тебя из спящего состояния.
- А Вы знаете, что на сегодняшний день в Казахстане каждый пятнадцатый его гражданин безработный? А Вы говорите, кризис в голове происходит... Хорошо, что у Вас финансового кризиса нет, поэтому Вы занимаетесь крупным проектом. А на какие деньги? Кто будет финансировать этот мюзикл?
- Есть ряд людей, достаточно известных в стране и мире, у которых в голове тоже этого кризиса нет, и спасибо судьбе, что такие люди мне встретились на пути. Я не буду называть их имен, но мне не дали деньги просто так. Вот это нормально - когда есть кризис, тебе дают беспроцентный кредит. В аккурат к сроку ты должен эти деньги положить на место. Вкратце ситуация такая.
- То есть Вы должны окупить этот проект и сделанные инвестиции?
- Естественно, это нормально.
- А во сколько проект обойдется?
- Коммерческая тайна, скажу только: деньги немаленькие, очень большие деньги.
- То есть мы сейчас говорим о миллионах тенге?
- Да.
- Или долларов?
- Десятки тысяч долларов. Жанр мюзикла - это незанятая ниша в Казахстане, поэтому я так смело об этом говорю и так смело взялась за него. Хотя я знаю, что попытки были и до меня.
- Да, были, к примеру, попытки поставить “Мулен Руж”...
- Да, но “Мулен Руж” - это не казахстанский продукт, изначально эти люди пошли по российскому пути. Почему в России кричат, что мюзикл не прижился? Мне кажется, что в России, опять же это мое сугубо личное мнение, ошиблись в одном моменте - они привезли не свою историю в свою страну.
Скажем, “Чикаго” или тот же “Мулен Руж”, они пытались эти истории показать своей стране, хотя эти истории далеки от российских реалий. “Мулен Руж” и “Чикаго” - это классные постановки, очень красивые, но они не российские, они не близки русскому народу, а русский народ, и, кстати, все постсоветское пространство, и казахстанцы в том числе, мы любим немножко другого посыла истории.
Если бы в России поставили первый мюзикл, скажем, “Снегурочку” или “Мороз - Красный Нос”, я думаю, что у них был бы успех. Поэтому, когда зашел вопрос, что же ставить первым в Казахстане, проанализировав то, что было в России, я сделала ход конем.
Я взяла национальную историю, которая близка казахстанцам, и я думаю, что это единственный правильный путь. Если говорить о формировании мюзикла, как жанра в Казахстане, это единственный правильный ход, чтобы было интересно людям, народу. Мюзикл - это все-таки демократичный и массовый жанр, который по демократичности и массовости может спорить с такими жанрами, как опера и балет.
- Возвращаясь к теме денег... Меня больше всего удивляет, что сейчас многие продюсеры закрывают свои мюзиклы на Бродвее из-за финансового кризиса, а у нас, наоборот, выстрелит “Жибек”.
- Я думаю, что европейцам будет интересно пойти на постановку “Жибек” в Лондоне хотя бы только для того, чтобы узнать, что придумали эти казахи, откуда они взялись. Какая это сумасшедшая страна: когда весь мир сгруппировался, а эти ненормальные приглашают из Франции людей, более того, вывозят это все за границу. Это тема, которая будет интересна этим людям. Тем более, они очень искушены в этом.
- Кто Вам будет помогать в постановке?
- Алия Гранж - это режиссер-постановщик.
- А где она сейчас?
- Она сейчас в Париже, у нее двое маленьких детей, и выход из декретного отпуска она планирует здесь, в Казахстане. До этого она работала как актриса и режиссер во Франции.
Мне помогает хореограф, это наша, местная девушка, замечательный человек, профессионал, Надежда Лоскутова. Она закончила АГУ, и все это время после окончания, вот уже 12 лет, она практикует здесь, в Казахстане, как педагог и как постановщик. Потом она ездила в Польшу в город Гданьск, прошла мастер-класс современного танца, модерн, что как раз близко к тому, что я делаю. Дизайн проекта делает Патрик Гранж, супруг Алии.
- Мировая практика показывает - для того, чтобы проект, будь то фильм или спектакль, 100-процентно выстрелил, приглашают именитых звезд. А как у Вас обстоят дела со звездным составом?
- Я думаю, что Казахстан - это уникальная страна, в которой невероятное количество талантливых людей. Если, допустим, Европа задыхается от возможностей, то Казахстан не задыхается от возможностей, мы эти возможности ищем. У нас очень много талантливых людей, умных, перспективных, профессиональных, образованных, могущих показать свою страну, распиарить ее так, что Европе мало не покажется.
Сложность нашей страны в том, что у нас возможностей мало, в том числе технических. По созданию костюмов, звука, света. Единственное, с чем у нас нет сложностей, это с талантливыми людьми. Это наша фишка.
- Расскажите немного о самой постановке.
- Мы берем эпос “Кыз Жибек” и показываем его в 90-х, даже нет, все происходит сейчас.
- То есть это “Кыз Жибек” на современный лад?
- Называться мюзикл будет просто “Жибек”, история будет браться та, но происходит все сейчас, поэтому современная музыка и поэзия, поэтому современные костюмы, все будет очень лайф. Будет 90 комплектов нарядов, мы оперируем технической стороной Dior и Сhanel, но этно тоже будет присутствовать. Когда я просила художника-модельера Ернара Бали нарисовать эскизы, я его просила не делать музей на сцене, чтобы казахский орнамент не торчал. Хочется некий новый взгляд на этот орнамент, некий микс. И мне нравится, что сделал Ернар.
- Интересно, а свидания героев где будут проходить?
- В Алматы.
- А какие-то названия ресторанов, алматинских клубов будут использованы?
- Патрик, который делает сценографию, находится сейчас в Париже, мы с ним общаемся по мейлу. Они с Алией готовят некий подарок, то есть я знаю техническую сторону и то, что я попросила сделать, но как они это воплотят и что это будет на самом деле, какие краски, какой материал, вот это я могу только предполагать, надеясь на их талант и профессионализм, но конкретно я увижу только когда они сюда приедут.
- Вы четко представляете себе этот мюзикл?
- Ну конечно, осталась 2 месяца до премьеры, я его не просто представляю, я его уже вижу, вижу аплодисменты, красную дорожку, людей, которые придут на этот мюзикл. Их лица. Я слышу резонанс, я думаю, что любой продюсер это должен делать, если этого нет, значит, нет продукта. |