Зухра Табаева
За месяц до 60-летия 22 июля от COVID-19 оборвалась жизнь знаменитого фотографа-натуралиста Олега Белялова, одного из лучших специалистов в Казахстане, работающих в жанре анималистики, режиссера, оператора, орнитолога, вице-президента Союза охраны птиц Казахстана
|
Олег Белялов - создатель фильмов о природе, автор серии фотоальбомов о природе Казахстана, национальных заповедниках, научных статей (у него более 150 публикаций) и полевых дневников, организатор фотовыставок. Его документальный фильма “Алтын-Эмель” (“Золотое седло”) удостоили специального приза I Международного кинофестиваля Almaty Film Festival. “В производстве таких фильмов главное - знание объектов съемки и владение операторским ремеслом. В любом документальном фильме о людях можно многое организовать, в ситуации же с дикими животными все зависит только от знаний, опыта и везения, - сказал тогда он. - Предложено сделать фильм о природе, а поскольку это требовало специальных навыков анималистической съемки, выбор пал на меня, как имеющего опыт работы в подобных проектах”. Напомним, что он - сын знаменитого казахстанского режиссера и оператора-натуралиста Вячеслава Белялова (1936-2004 годы), в фильмографии которого более 50 лент. Коллеги прозвали его рыцарем казахстанской природы. Вячеслав Алиевич с рождения прививал сыну любовь к природе и вырастил яркого преемника в своем творчестве. “Я с детства увлекался фотографией, ездил с отцом в киноэкспедиции, с орнитологами - в зоологические экспедиции, не один год работал лаборантом в лаборатории орнитологии в Институте зоологии и вел кропотливую исследовательскую работу. Признаюсь, птицы - большая моя страсть, чем кино. Подростком посещал кружок юннатов Алматинского зоопарка. Позже по примеру отца посещал секцию альпинизма, и потом, где бы ни оказывался, повсюду наблюдал и фотографировал птиц, а затем и животных. Основательно вел полевые дневники, - рассказывал о себе Олег Вячеславович “НП”. - С 1983 по 1988 год я работал на киностудии “Казахфильм” сначала ассистентом оператора, потом - оператором и всегда ездил с отцом, но с фотокамерой не расставался. И после увольнения с киностудии работал с отцом в разных кинопроектах. Не раз нам доводилось попадать в экстремальные ситуации. В 1984 году мы снимали тюленей на Каспии, так чуть не ушли под лед вместе с палаткой и аппаратурой, вовремя успели перебраться на более надежный лед. Нас там с корабля высадили, а вернулись за нами лишь через несколько часов. Зимой 1986 года в Бетпак-Дале, где мы снимали сайгаков, у нас загорелся примус бензиновый, сгорели палатка, аппаратура. Отец получил серьезные ожоги лица, мы чуть не погибли, тушили друг друга. В таком состоянии по морозу километров пять нужно было бежать до кордона, где была оставлена машина, и уже оттуда добираться до больницы в городе Мирном”. Как видите, рассказчик он был интересный.
Созданные Олегом Беляловым на киностудии “Казахфильм” полнометражные документальные фильма “Алтын Эмель”, “Алатау” и “На родине тюльпанов” признаны шедеврами киноискусства о природе Казахстана. Мастер готовился к съемкам на Алтае, но этим его планам, к сожалению, не было суждено сбыться...
|