|
Зухра Табаева Дебютный полнометражный фильм “Марьям” казахстанского режиссера Шарипы Уразбаевой вошел в конкурсную программу кинофестиваля в Локарно. В этом году это единственная картина с постсоветского пространства, прошедшая в конкурс. Американская премьера картины “Марьям” состоится на 44-м Международном кинофестивале в Торонто, этот кинофорум называют стартовой площадкой для оскаровской кампании. Продюсер фильма - Анна Качко. Шарипа ответила на вопросы “НП”
- Шарипа, мне известно, что фильм “Марьям” снят по реальным событиям. Когда и как вы о них узнали? Чем вас взволновала эта история? Где разворачивались события? - Я работала на телевидении, на одной социальной программе, и к нам в редакцию обратилась женщина по имени Меруерт. Это было полгода назад. Она представилась мамой четверых детей и сообщила, что у нее пропал муж. Тело его не нашли, в связи с этим она не может получить справку об утере кормильца, не может оформить пособие на детей. И мы поехали снимать о ней сюжет за 480 километров от Алматы. Это зимовка. Добравшись до нее, я была в шоке от тех условий, в которых Меруерт жила с детьми. Там не было никакой цивилизации, электричества, воды, а она там прожила семь лет, родив четверых детей. Я решила снять о ней фильм, за две недели написала сценарий и определила жанр как драму.
|
Анна Качко, Меруерт Сабуссинова, Шарипа Уразбаева
|
- Прототип главной героини Меруерт Сабуссинова сама себя и сыграла. Кто принял решение сделать ей такое предложение? Сразу ли она согласилась? - Я планировала пригласить профессиональную актрису, а потом предложила сыграть самой Меруерт. И она справилась, хотя поначалу была несколько потерянная, а потом поняла, что не нужно ничего играть, нужно просто жить. Также в фильме снимались ее четверо детей, они молодцы! - Где, когда и как долго снимали картину “Марьям”? С какими трудностями вы столкнулись в работе? Какие актеры снимались в вашем дебютном полном метре? - Съемки проходили в феврале, они заняли пять дней, группа была небольшая, шесть человек. Одна из трудностей была в том, что дом Меруерт находится в трех километрах от главной трассы, проехать невозможно, кругом снег, добраться можно только пешком, всю аппаратуру пришлось таскать на себе. Бюджет не позволял пригласить высокооплачиваемых актеров, и меня выручили мои знакомые актеры. Оператором-постановщиком выступил Самат Шарипов. - Не случилось ли какой-нибудь курьезной ситуации на съемках? - Знаете, один из приглашенных мною актеров очень полный мужчина. Чтобы добраться от трассы до съемочной площадки, ему предоставили лошадь. Но она оказалась такая тощая и хилая, что пришлось ему тоже идти пешком. Потом он смеялся, что ему самому нужно было нести эту лошадь. - Вы выпускница Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова по специальности “режиссура кино”. В 2013 году при Жургеновке вы окончили высшие курсы режиссеров в мастерской грузинского, советского режиссера, сценариста Ираклия Квирикадзе. Что вам это дало? Вы поддерживаете связь со своим педагогом, мастером? - Верно, в бакалавриате в Жургеновке я училась в мастерской Болата Калымбетова, потом уже у Квирикадзе. Ираклий Михайлович великолепный сценарист, педагог, волшебный рассказчик, общение с ним нам многое дало, он умеет правильно направить своих учеников. Благодаря его школе я с ходу пишу сценарии. Мы поддерживаем контакт. - Вы с детства мечтали о профессии режиссера? - Нет, не мечтала, я даже не знала, что есть такая профессия. У нас в семье кинематографистов нет. В детстве мне хотелось стать журналистом, но после школы я поступила на физико-математический факультет АГУ. Признаюсь, в школьные годы я была большой выдумщицей, любила сочинять всякие истории. Помню, опоздаю на урок, но потом придумаю такое оправдание, что учителя мне все прощали. В академию искусств я поступила уже после АГУ, так распорядилась судьба. - Ваши короткометражки завоевали призы кинофестивалей. Вы продолжите снимать короткометражное кино? - Я очень люблю и ценю короткий метр, так как его снимать сложнее, чем полнометражное кино. За 10-15 минут нужно раскрыть свою идею, интересно рассказать историю. Это сложнее, чем за 70-80 минут. - Над чем работаете сейчас? - Сейчас я дорабатываю сценарий. Два года назад с этим проектом я выиграла питчинг на кинофестивале “Евразия”. Продюсером этого фильма, так же, как и картины “Марьям”, выступает Анна Качко, это ко-продукция, мы готовимся к запуску. - Вы бы хотели экранизировать какое-нибудь литературное произведение? - Мне кажется, нужно экранизировать рассказы Мухтара Ауэзова, Оралхана Бокеева. |