ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Ковбой степей Светская жизнь

Эльвира Сыздыкова
Независимый новаторский театр ARTиШОК готовит для зрителя камерную оперу “Ер Тостик” в жанре, который сами создатели определяют как “казахский вестерн”. Такой формат постановки в драматическом театре - “камерная опера” - беспрецедентен для Казахстана. Над произведением по народной сказке год трудилась авторская группа, состоящая из российского композитора Александра Маноцкова, режиссера Галины Пьяновой и художника Антона Болкунова

alt

В этом же творческом союзе сценографы создали спектакль “Снегурочка” в новосибирском театре “Старый дом”. В 2017 году за основу нашедшая в себе славянский миф опера получила престижную российскую театральную премию “Золотая маска” в категории “Эксперимент”.
В этот раз задумку о разборе и воплощении казахской мифологии в театральном пространстве принес художник Антон Болкунов. Он рассказывает о зарождении идеи так: “Дело в том, что я являюсь невероятным фанатом мистических триллеров, хорроров, слешеров, что в народе зовутся фильмами ужасов. У всех современных фильмов ужасов, которые мы видим в кино, корни растут из сказок и древних мифов. Мне стало интересно, а есть ли у казахов такая культура. Живя в Алматы, я никогда не ощущал этого пласта. И у меня было такое ощущение, что на этой земле вообще никакой мистики не существует. Я искал источники. Дико печально, что очень сложно найти внятные научные работы на эту тему, объясняющие поверья, мифологию. И однажды знакомый сказал мне, что корневой миф, в котором я могу все это узнать, - “Ер Тостик”. В этой сказке есть все, это основополагающее произведение, в котором главный герой путешествует по мирам. И весь мистицизм казахского народа заложен в нем. И когда я перечитал его, у меня возникла другая история в голове - мистический вестерн”.
После того, как Болкунов поделился задуманным с театром, у Галины Пьяновой возникло предложение обратиться вновь к Александру Маноцкову, поскольку у театра уже был схожий и достаточно успешный опыт исследования славянской культуры. Несмотря на то, что Александр Маноцков - российский композитор, создатели уверены в успехе оперы и ссылаются на предыдущий опыт, когда украинский драматург Наталья Ворожбит в спектакле “Уят” представила наиточнейшие реалии современного Казахстана.
О звучании, что создает сердцевину камерной оперы, Маноцков размышляет: “Важнейшая середина всего происходящего - это тембр кобыза. Он сочетает в себе удивительным образом и архаичность, и многозначность. Помимо основного тона в нем порой гораздо ярче звучит огромное количество волшебных призвуков. В опере на нем играет Тогжан Каратаи. Она прекрасный музыкант, сама композитор, поэтому прекрасно понимает и традиционный казахский контекст, и общемировой. Все остальное, звучащее в “Ер Тостике”, является расширением этого тембра в разные стороны. В современной музыке есть сильное тяготение к неоднозначности тембра. Не к такому, которым просто наслаждаешься, - а к такому, который находится в процессе становления, саморазрушения, возрождения, когда какая-то красота сияет через колеблющееся несовершенство”.
В свою очередь Галина Пьянова, художественный руководитель, делится своими очень личными переживаниями и воззрениями о предстоящем проекте, о ныне продолжающейся работе над ним: “В жутких условиях для степи появляется девятый сын, и происходит удивительная история предательства, любви, победы над смертью, мощного выживания. И появляются вопросы, которые мы задаем сами себе: “Зачем мы так мучительно выживаем в степи? Мы желаем приблизиться к Богу или же от него отдалиться?”. Вся моя гражданская злость, все мое отчаяние, которое я испытываю в этот момент времени, я переношу на материал “Ер Тостика”. Почему ничего не растет вверх, почему не создается вертикалей, почему такой сложный разговор с небом? Почему только перекатись-поле, а не закрепись-корень? У меня такие вот вопросы, и я переношу их на пространство сцены”.
Главное действующее лицо оперы и его предназначение Пьянова описывает так: “Если вы помните структуру вестерна, то она предполагает обязательное наличие героя. А где же герой, который должен возникнуть в нашем пространстве, который всех спасет, который дан судьбой, за которым есть право борьбы за честь и достоинство? В казахской мифологии такой герой - Ер Тостик. Вестерн - жанр довольно отстраненный, но добро обязательно победит зло”.
Режиссер добавила, что однозначно лишь то, что сейчас ни у кого из работающих артистов “Ер Тостик” не откликается как сказочный материал. На вопрос корреспондента “НП” о том, как пестрота и неоднородность мнений артистов, по-разному воспринимающих исторический материал и работу над ним, влияли на постановку, Галина Пьянова отвечает: “Мы в театре ARTиШОК люди позиции, других здесь нет. У нас разнополярные мнения, нет диктатора. И, мне кажется, в этом наш плюс. Мы созидаем, и каждый, вкладывая свое мнение, свою цель, создает уникальный, многослойный, неоднозначный творческий акт.

 

Анастасия Тарасова

 

Однозначно нас держит такое мнение - мы хотим продолжать, продолжать жить в стране, действовать в стране, мы хотим воздействовать и хотим искать героя в таком материале. Потому что мы хотим, чтобы люди после просмотра уходили с ощущением тепла, а не разрушения”.
Управляющий директор АRTиШОК Анастасия Тарасова добавляет: “Работая над “Ер Тостиком”, мы понимаем, что любая опера в свое время была революционной, она вызывала у зрителей и шок, и возмущение, и все то, что происходит с современным театром сегодня. Нам очень важно было в таком невероятно глубоком и большом материале, как “Ер Тостик”, увидеть что-то большее, чем детская сказка”.
На встрече журналистам также удалось увидеть отрывок предстоящей камерной оперы. Генеральным партнером проекта выступила Евразийская группа (ERG). Премьерные показы оперы “Ер Тостик” ждут алматинского зрителя 17-19 мая на Большой сцене театра.

Фото Талгата Галимова

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение