|
Зухра Табаева 3 декабря в кинотеатре Chaplin Megapark состоялся специальный показ картины режиссера Калыкбека Салыкова “Балкон”, посвященный ее тридцатилетию
|
В числе гостей полемического клуба Chaplin Cinemas были классик советской и казахской литературы, поэт, писатель Олжас Сулейменов, а также снимавшиеся в этой картине Исмаил Игильманов и Ирина Ажмухамедова, представители казахской новой волны, СМИ и другие знаменитости. События фильма разворачиваются в Алма-Ате пятидесятых годов, когда совсем чуть-чуть осталось до “оттепели”. Народ живет неспокойно, скромно, как-никак послевоенные годы, еще есть в числе горожан эвакуированные, многих семей коснулись сталинские репрессии. Но у подростков своя бурная жизнь: разборки, юношеские влюбленности, вылазки на алма-атинский Бродвей, дружба парней из “двадцатки”, джаз и даже гашиш. А еще есть знаменитый городской сумасшедший - загадочный художник Солнцелов (его образ создал актер Валентин Никулин). Прототип Солнцелова - художник Сергей Калмыков, о нем в Казахстане во все времена будут вспоминать только с любовью и почтением. Также картину украсили Анатолий Равикович, Баадур Цуладзе. Все на экране воспринимается вкусно, отлично стилизована ретроатмосфера, запечатлены знаковые места Алма-Аты, сценарий же написал известный драматург, профессор Академии искусств имени Жургенова Шахимарден Кусаинов по мотивам творчества Олжаса Сулейменова.
- Когда я был председателем Госкино, мы отобрали группу молодых режиссеров и послали учиться во ВГИК, в мастерскую Сергея Соловьева. Из этой группы вышла так называемая казахская новая волна, - поделился воспоминаниями Олжас Омарович. - Они только начали творить, но с развалом Советского Союза эта волна заглохла. Костя Салыков успел снять эту картину и фильм “Любовники декабря”. “Балкон” по материалу очень богатый и более современный, чем некоторые другие фильмы из этой плеяды. Он о городской молодежи, остальные же картины новой волны, а также “Казахфильма” тех лет, кроме “Иглы” Рашида Нугманова, посвящены истории или аулу. Необычная работа для кинопоэтики того времени, более правдивая и динамичная. Если бы Костя Салыков не погиб, из него получился бы замечательный режиссер. Исмаил Игильманов, сыгравший главного героя Айдара, рассказал, что на съемки попал случайно, когда был абитуриентом политехнического института, после съемок актером так и не стал, в кино больше не снимался. Он даже не успел озвучить своего героя, так как его забрали на службу в армию, как и исполнителя роли Беса. По признанию Исмаила, больше трех дублей на площадке не делали, экономили пленку, тщательно с ним работал режиссер Калыкбек Салыков, а еще он много времени уделял чтению произведений Олжаса Сулейменова. Часть сцен сняли на 1-й Алма-Ате, это помогло созданию послевоенной атмосферы на экране. Фильм с балконами для съемок выбрали по улице Дзержинского, угол Кирова.
|
Ирина Ажмухамедова и Олжас Сулейменов
|
Олжас Омарович добавил, что его детские воспоминания связаны с другом Женей и его отцом, дядей Борей, в доме которых он часто бывал. Эта семья приехала в Казахстан из Харькова, в целом эвакуированные повлияли на культурную жизнь Алма-Аты, на дух, мировоззрение города, на отношение людей к сталинизму. “Я помню тот мартовский день, когда ушел из жизни Сталин, в Алма-Ате он был теплым и солнечным, и никто здесь не плакал, - заявил поэт. - Алма-Ата была контрастным городом, наэлектризованным. Помню живые базары, старые улицы, драки, солдат, возвращавшихся с войны. В этом фильме запечатлены здания, которых уже нет. Я родился и вырос на Крепостной улице, недалеко от Малой станицы, меня воспитывали бабушка с дедушкой. У моего дяди Турсуна был друг по прозвищу Джамбул, так он держал весь близлежащий район. А мы с пацанами ходили на базар и кружками продавали питьевую воду из ведра. Однажды возвращался я с пустым ведром, вижу, бежит Джамбул, его преследовала шумная толпа, так он незаметно для всех закинул мне в ведро какой-то сверток, оказалось, это сахарин. Потом Джамбул поделился им со мной, мы ели его до конца войны. Когда целинники отправлялись на поля, банда Джамбула грабила пустые вагоны, его арестовали и расстреляли. Были здесь банды, но не такие жуткие, как показывают в фильмах о послевоенных Москве или Одессе”. Остается добавить, что в финале встречи спикеры коротко сказали о том, каким запомнили Костю. Рашид Нугманов отметил, что Салыков был его другом, интересным собеседником, а в творчестве - очень изобретательным художником, всегда фонтанировал идеями. Ирина Ажмухамедова добавила, что он был одним из первых продюсеров сериала “Перекресток”. Исмаил Игильманов отметил чувство юмора режиссера.
|