ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Тучи над экраном Светская жизнь

Первое казахстанское кинополугодие заканчивается скандалом

В последнее время помимо новых фильмов новости от казахстанской кинематографии приходят не самые приятные. Достаточно вспомнить о скандальных выяснениях отношений режиссера Талгада Жаныбекова и министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы. Не самые лучшие времена переживает и “Казахфильм”. О том, почему так происходит, мы беседуем с кинокритиком, членом конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии Андреем Черненко

 

alt

- Андрей, почему новости с “кинофронта” в последнее время приходят в основном неутешительные?
- В нашем киномире сейчас происходят просто удивительные и необратимые процессы. И касаются они не только нашего министра культуры. Мало кто знает, что в ближайшее время Дом кино может просто уйти с молотка. Потому что много лет руководство Союза кинематографистов использовало его не по прямому назначению, а сдавало кинозал под ресторан и киноклуб. При этом не показывая там никаких кинопремьер. В результате чего за пять лет им выставили счет за коммерческую деятельность. И счет такой, что мало не покажется. И пока они сейчас ищут инвесторов, которые могли бы все это погасить и поддержать дальнейшую деятельность, Дом кино, который построен по личной инициативе Шакена Кенжетаевича Айманова, может уйти в госсобственность, а далее с ним может произойти то же, что и со зданием напротив - Домом архитекторов, который снесли ради того, чтобы построить там очередной бизнес-центр. Где гарантия, что этого не сделают.
Что же до киностудии “Казахфильм”, то проблемы с нынешним руководством нашей культуры кроются, в принципе, в проблеме взаимоотношений власти с культурой. Сделать из киностудии снова кинофабрику, как в конце 90-х годов, - это нерентабельно. Время показало, что сегодня в таком виде киностудия существовать не может. Но кого это интересует? У нас о кинематографе государство вспоминает лишь в дни каких-то праздников и юбилеев. Сейчас дело дошло до того, что многие приостановленные в прошлом году кинопроекты просто отменили без объяснения причин. От них просто отказались. На сегодняшний момент “Ореховое дерево”, которое уже вышло в прокат, засчитано в выполнение планов прошлого года, фильм Эмира Байгазина тоже засчитан. При этом Байгазин снова собирается запускаться в этом году. Многие ему говорят, что надо запускать и других. Но у человека особое отношение к себе.
- Вы назвали эту ситуацию необратимой?
- У меня нет надежды, что в будущем году ситуация изменится к лучшему. Единственный отрадный момент - почти закончили сериал “Казахское ханство”. Всего два запускающихся фильма, причем по весьма спорным сценариям, - это просто издевательство над киностудией.
- Неужели “Казахфильм” погиб?
- Нет, но его хотят уничтожить. И дело не в том, что сотрудники киностудии плохие, - среди них масса хороших специалистов. А дело в бюрократической надстройке, которая возведена над студией. Аннулирование уже запущенных в производство фильмов о чем-то да говорит! При этом на другие фильмы деньги худо-бедно, но находятся. Это говорит о соответствующем отношении. В результате в сухом остатке у нас остается на осень фильм Ахана Сатаева “Дорога к матери” и фильм Сабита Курманбекова “Оралман” - о переселенцах.
- Но в частных кинокомпаниях все вроде в относительном порядке - выпускается комедия за комедией.
- У нас даже комедии на одну тему. Возьмем весенний прокат. Выходят фильмы “16 кыз”, “Замуж в 30” и “Супертой, или Свадьба по-казахски”. И все на тему свадьбы! В разном ключе, конечно. На первом месте - “Замуж в 30”, на втором - “16 кыз”, “Супертою” я бы, наверное, и третьего места не дал. Там шутки ради шуток, а не ради кино. Видно, что не публику поднимают, а снижаются до ее уровня. Снимают на потребу и на потеху ей. И, к сожалению, люди все это “едят”.
В связи с этим хочется вспомнить эпизод, который случился со мной недавно на Украине. Я ехал на поезде из Киева в Полтаву, в вагоне, разумеется, играет разная музыка. И у меня просто волосы дыбом встали, когда я услышал там знакомое до боли “Мария Магдалена, Чип-Чип-Чип”. Я был просто в шоке - позвал проводника и спросил, откуда у него это. Он сказал, что записала его напарница. Я был поражен, когда он мне сказал, что это песня на английском языке. Пришлось ему объяснить, что эта песня на казахском языке - там просто два предложения переставляются местами в течение почти пяти минут. Казалось бы, гордость должна была охватить. Но лично мне стало плохо от мысли, что о казахстанской музыке далеко за пределами страны узнают по такого рода пошлятине. Я бы обрадовался, если бы пела Роза Рымбаева, Макпал Жунусова или даже кто-нибудь из сегодняшних эстрадных звезд, но “Мария Магдалена” - это даже не эстрада. Это низкопробные тойские песнопения. И то же самое происходит у нас в кино - скоро нас будут судить не по авторскому кино с хорошим вкусом, а по дешевому ширпотребу, который на ура расходится в интернете.


alt

 

- Тем не менее мы видим, как многие “прозорливые” кассовые режиссеры отходят от комедий. Тот же Нуртас Адамбай снимает криминальную драму “Тараз”, а Ахан Сатаев - “пацанскую” ретродраму “Районы”. Можно ли считать, что возрождается криминальная тематика?
- Сколько можно уже это муссировать? Мы это прожили, пережили - и опять за это браться? Хотя я понимаю, что мы смотрим на Россию, и, возможно, Сатаеву пришла в голову такая идея после успеха сериала “Восьмидесятые”. Но насколько он будет востребован - большой вопрос. Возможно, взрослыми, которые сами были “на районах” в 80-е. Может, будет интересно и молодежи. Все-таки это не криминальные “стрелялки”, и, возможно, получится романтическое приключенческое кино.
Но опять же наши кинематографисты боятся брать животрепещущие темы. Поэтому мы имеем дело с очень тонкой и порой незаметной “издевкой” над нашим контекстом в якобы бытовых комедиях. Либо режиссеры уходят в “творческую эмиграцию” в прошлое, где им никто по башке не настучит. Спокойно можно снимать советское время и не бояться, что кто-то посмотрит и предъявит претензии. И такая ситуация приводит к тому, что наш кино- и телеконтент в общем-то получается беззубым.
- А какие темы у нас сейчас под запретом?
- Социальные проблемы, однозначно. Если это на государственной киностудии, то такие сценарии рубятся еще на уровне заявок. Если это снимается самостоятельно, тем же “Партизанским кино” - это практически не имеет проката, за исключением редких показов и интернета. Или же, например, кое-что снимали в Шымкенте, но ограничились местным прокатом. И если кто-то увидит это в Алматы, то мощная раскрутка скандальной темы через сарафанное радио может быть очень многим неудобна.
- Есть ли выход из сложившейся застойной ситуации? В кино мы видим в основном комедии и криминал, реже мелодрамы. А на ТВ - сериалы-хохотушки и мелодрамы под Турцию, Южную Корею и Мексику...
- Вы еще забыли про байопики, которые у нас сейчас очень популярны, но их совершенно не умеют снимать. Кино про известных людей. Не повезло ни Нургисе Тлендиеву, ни Куляш Байсеитовой, ни Талгату Бигельдинову. Единственное исключение, может быть, “Бауыржан Момышулы” Ахана Сатаева. Но здесь это был не оригинальный сценарий, а литературная основа Александра Бека “Волоколамское шоссе”. Возможно, поэтому получилось лучше. В остальном это просто высасывание из пальца. Как говорил Верещагин из “Белого солнца пустыни”, “за державу обидно”, когда Нургисе Тлендиеву придумывается какая-то девушка, с которой у него якобы был роман. Про Талгата Бигельдинова выдумали, что его будто бы ограбили наркоманы, хотя это был профессиональный грабеж - у него украли ордена и продали их налево. Не говоря уже о том, что в старости его показали каким-то полубомжеватым криворуким-колченогим стариком. Хотя всем известно, что до последних дней он был в прекрасной форме, не влачил жалкое существование. И такое снимается к 70-летию Победы! Почему-то у нас не умеют придумывать нормальный сценарий про известных людей, не очерняя их образа. И почему мы должны этому аплодировать? Люди эти нам ответить не могут. А зрители вынуждены просто это “съедать”. Такой подход ни к зрителю, ни к материалу просто не допустим. Нам надо научиться уважать и зрителя, и то, чем ты занимаешься.

 

Константин Козлов, Алматы

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение