|
Ольга Шишанова В столичной галерее “Хас Санат” открылась выставка новых художественных произведений казахстанского мастера Вячеслава Люй-Ко
В самом конце 80-х годов в жизни Вячеслава, как и у многих других художников - его современников, происходило прямо-таки мистическое совмещение и взаимопроникновение эпох, которое привело к тому, что сегодня Люй-Ко стал одним из самых заметных фигур поколения сорокалетних. А тогда уверенно, мощно, едва окончив институты, его поколение многозначительно заявляло во всеуслышание не столько о себе, сколько о рождении новой эпохи национального искусства, которое много позже войдет в историю как “новое”. Потому что в нем буквально все творилось с чистого листа и происходило просто и понятно, хотя и с крайне радикальными и чисто авангардными направлениями и жанрами. Наверное, поэтому и на прошедшем вернисаже в галерее мастер снова представил свои работы, во многом отличающиеся от прежде написанных и созданных, хоть и с тем же, только ему присущим, узнаваемым почерком, но скромным утверждением, что “автор пытался написать роман, а получились лишь иллюстрации”. Однако его работы, как всегда, отличает многоступенчатость, символизм, что сродни мастерству художников эпохи Возрождения, как говорят искусствоведы, “своего рода во многом загадки, шарады, которые никогда не разгадать”. И действительно, изящное вплетение мотивов западной и восточной философии, исторических и религиозных моментов в его повествования не может не очаровать зрителя, не может оставить равнодушным человека думающего, размышляющего, легко прочитывающего знаки и символы, в прошлом когда-то щедро рассыпанные в картинах старых мастеров. Ведь, по его замыслу, “изображенные лабиринты бытия, этажи мироздания, вселенский потоп поведают о чем-то сокровенном и понятном каждому”.

Вместе с тем его считают и ироничным наблюдателем алматинских улочек, и рефлектирующим романтиком, рассматривающим простенькие события человеческой жизни, и скептиком, который со своей точки зрения оценивает прогресс истории, культуры и того же искусства. Сам он говорит, что ему интересно работать с вечными сюжетами, в которых запросто можно отыскать оттенки смыслов, парадоксы, гротески, гиперболы. При этом художник не устает играть предметами реального мира и фантастического, разумного и не поддающегося никакой логике. Создавая попутно многофигурные композиции, рассматривать которые очень даже увлекательно, и которые предлагают отправиться путешествовать в замысловатые миры, сродни Алисе в Стране чудес, находя при этом неожиданные повороты мысли, восхищаясь неправдоподобностью ситуаций и остроумными ходами сюжетных линий. Не случайно почти к каждой его работе приходится возвращаться, смотреть и пересматривать, пытаясь понять и осознать ее многоуровневый смысл, что плавно перетекает из прошлого в настоящее и обратно. Любопытно, что один и тот же мотив может стать неоднократным героем нескольких полотен. Например, архитектурные сооружения в картинах “Осень” и “Осень в городе”. Если в первой город ассоциируется с осенней корзиной, которая должна быть наполнена фруктами, а в действительности ее урожай - городские строения, то во второй мотив более лиричен - тот же урбанистический пейзаж, только в него уже вкраплены нотки романтизма и капли дождя, что соприкасаются с поверхностью озера, создавая умиротворенное настроение. И - люди, что вместо квартир вдруг оказались в лодках, пытаясь уплыть от осенней хандры, которая разлилась вокруг, сходя с гор, на предыдущем полотне. И тут же третье произведение, но уже “Зима”, в чем-то перекликающаяся с полотнами Брейгеля, чем-то вызывающая ассоциации с музыкой зимнего периода Вивальди. Не случайно, по замечаниям арт-критиков, “время у художника представлено довольно расплывчато, оно проскальзывает в тумане эпох, отражая лишь вечные чувства угасающих столетий”. И правда, в своих работах Вячеслав Люй-Ко как-то отрывается от пространственно-временных рамок, ориентируясь скорее на безвременные промежутки. По его словам, “он просто пытается по-своему взглянуть на те проблемы, которые рассматривались тысячу лет назад, пытаясь совмещать эпохи, времена, чтобы сбить понятия, привязанность к конкретному времени”. Потому-то он и допускает в своих произведениях, казалось бы, несовместимое: и рыцари могут скакать, и вертолеты, и вдруг откуда ни возьмись - подводная лодка рядом. Это бег от времени. “Время, конечно, существует, от этого никуда не деться, но я пытаюсь показать взгляд со стороны на всю эту мифологию человеческую”, - говорит Люй-Ко.

На этот раз очередная встреча с работами Вячеслава Люй-Ко - тоже возможность пообщаться с давно знакомыми и в то же время удивительно ускользающими от восприятия его героями и образами. Но все они любимы мастером, все они сошли с живописных страниц его хроник и вернулись из путешествий, какими “исписаны” полотна Вячеслава. Не стоит забывать и о графических работах мастера, по мнению искусствоведов, напоминающих “планеты, пронизанные страстями, надеждами и разочарованиями его героев, которых соединяют безбрежные пространства континентов, морей, островов, куда причаливают корабли-рыбы, корабли-города, корабли-дома”. А еще скрытой доминантой этого вернисажа является архитектура - от тех самых сезонных мотивов, о которых было упомянуто выше, до пространственных ипостасей уюта повседневности. От масштабных панорам до лабиринтов старых и новых городов, с их тенистыми аллеями, засыпанными снегом или мокнущими под дождем. Тогда как неспешные поступи прохожих сплетаются с ритмами мегаполисов, а кочевники минуют эти самые города, пронося сквозь пространства и века свои символы и приметы иной цивилизации, чья архитектура мобильна и неразрывна с всадниками, легко умещается у них за плечами. Потому-то незначительные на первый взгляд события по воле мастера в его полотнах-размышлениях приобретают самый настоящий вселенский масштаб в вечном своем круговороте взлетов и падений. В то время как художественные произведения Вячеслава - это самые настоящие “прорывы в пространственно-временной ткани, где прошлое и будущее взаимопроникают перед ошеломленным ликом настоящего” - например, в картине “Подарочек”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |