|
Алима Унгарбаева
Пока казахстанская консерватория является кузницей кадров для зарубежных площадок, есть в Казахстане люди, которые не планируют менять степные просторы на тесную Европу и намерены развивать культуру здесь. Главный хормейстер Театра оперы и балета “Астана Опера”, обладатель большого количества международных наград, заслуженный деятель РК, кавалер ордена “Курмет”, дирижер Astana Piano Passion - все это один человек - известный музыкант Ержан Даутов. В гостиной светской хроники он рассказал о работе в новом театре, закулисных интригах и об особенностях казахстанской аудитории
- Если хормейстер - “труженик тыла”, то дирижер всегда на сцене. Развиваясь сразу в двух направлениях, вы пытаетесь восполнить одной профессией недостатки другой?
- Дирижер в оперном театре - это музыкальный руководитель спектакля. Хормейстер - человек, который делает работу с хоровым коллективом. Это две связанные друг с другом профессии. Мировая практика такова, что хормейстер часто становится дирижером. К примеру, как хормейстер, я был постановщиком более 20 спектаклей, таких как “Біржан - Сара”, “Травиата”, “Севильский цирюльник”, “Волшебная музыка”, “Свадьба Фигаро”, “Риголетто”, “Тоска” и многих других. При этом дирижировал “Травиату” более 50 раз. Как-то поднял архив и увидел, что в качестве дирижера за свою карьеру я выступал около 500 раз. Но я считаю, это не так много. Гергиев, к примеру, каждый день дирижирует.
- Вы мечтали стать дирижером и хормейстером или вас привели и заставили заниматься?
- Когда кто-то говорит, что в шесть лет услышал музыку и сразу захотел стать дирижером, я их не понимаю. В шесть лет я даже не знал, что такое дирижер. Как все нормальные мальчишки, до восьми лет я мечтал стать футболистом. Но с шести лет стал занимался музыкой по инициативе моей мамы. А вот сознательно и четко понимать, что хочу стать хормейстером и дирижером, я стал только в 17 лет. Сегодня музыка и театр - это моя жизнь.
- А хобби есть?
- Да, люблю пазлы собирать, в настольный теннис играть, бильярд. У меня в кабинете есть свой теннисный стол. Это для здоровья полезно, интеллектуальная игра с хорошей физической нагрузкой.
- Для Вас музыка - это способ зарабатывания денег? Или творческая реализация? Много ли можно заработать на ней?
- Большинство дирижеров очень богатые люди. Но мною движет не финансовый интерес. В первую очередь я это делаю, чтобы доставить удовольствие зрителю, потому что он купил билет. Его не интересует, за какие деньги я это делаю.
- Сколько человек в Вашем хоре в “Астана Опера”? И как они туда попали?
- 85 человек. Здесь случайных людей нет, они все прошли жесточайший конкурс. Когда этот театр только создавался, было решено, что все творческие коллективы - балет, оркестр и хор - будут проходить через невероятно сложный конкурс, в котором сидит международная комиссия. Конечно, были обиды, но это была концепция, позволявшая выполнить задачи, которые перед нами ставил глава государства.
- И как Вам с этими людьми работается?
- Это люди, которые пришли работать, а с такими людьми всегда легче работать.
- А склоки, интриги бывают?
- Мировая практика такая, что в творческом коллективе без интриг не бывает. Слышал, что дирижеры друг другу слабительного подсыпают, чтобы самому на сцену выйти. Музыканты ноты специально меняют, чтобы человек играл не то. У нас в театре, слава Богу, такого нет. Скорее всего, потому что конкуренция не такая большая, как в России и Европе. Я думаю, что такого в ближайшие 50-60 лет не будет.
- А молодые певицы кокетничают?
- Любой спектакль для артиста - это деньги. Каждый артист считает себя гением, если балетмейстер или хормейстер считает, что Алия поет лучше, то, например, Айгерим считает, что это необъективно. Из-за этого рождаются слухи: “Она, наверное, его любовница” и т.п. Это такая жизнь театральная, никто с этим ничего не сделает. Слухи постоянно ходят, зависть человеческая не знает предела. Но в хоре у меня такое невозможно, потому что артисты хора получают одинаковую зарплату. Они одинаково поют.
- На гастролях Вы сравниваете ваш хор с другими?
- И при этом я считаю, что у нас самый лучший хоровой коллектив в Казахстане. Пьер Луиджи Пицци (итальянский оперный режиссер) сказал, что наш хор звучит лучше, чем хор “Ла Скала”. Один из учредителей Covent Garden в интервью заявил, что это “экстраординарный коллектив”. Елена Образцова, которая, к сожалению, вчера ушла из жизни, лично мне сказала: “Молодой человек, у Вас великолепный, слаженный коллектив”. То есть нам есть, чем гордиться. Это коллектив очень высокого класса. Мы ездили на гастроли в Нью-Йорк, Торонто, Париж, Антверпен, и везде наш коллектив оценивали высоко.
- Многие талантливые музыканты покидают нашу страну, а Вы не хотели бы переехать?
- У нас постоянно происходит обмен опытом с Мариинским театром, с “Ла Скала”. Мы ездим к ним, они - к нам. У нас в этом году будет уникальная постановка, мы будем ставить “Евгения Онегина” - Мариинский театр, Пекинский театр и “Астана Опера”. И дальнейших планов очень много. Скоро будет постановка Абая, над которой опять же будет работать международный состав. Я считаю, что то, где я сейчас работаю - это огромное достижение. Зачем уезжать? Здесь надо все это развивать.
- Вы бы своего сына отдали в музыку?
- Да! Я хочу посоветовать всем родителям отдавать детей в музыку не для того, чтобы они стали музыкантами. А потому что музыка очень развивает интеллект. Вспомните, в царской России детей обязательно учили музыке, потому что интеллект человеческий развивается.
- Вы являетесь дирижером конкурса юных пианистов Astana Piano Passion, расскажите о детях, которые в нем участвуют?
- Все дети, которых я видел за два года, это были просто уникальные ребята. Столько блеска я не вижу даже во взрослых людях, с которыми работаю. Это в хорошем смысле слова - ненормальные дети. Как они рассуждают, как разговаривают! Как будто они мои сверстники. Меня поражает, что девятилетняя девочка играет большим концертным мужским звуком. Это говорит о том, что конкурс имеет высокий уровень. Сюда приезжают особенные дети. И я рад, что в прошлом году было гораздо больше казахстанцев, чем в позапрошлом. То есть они поднялись на новый уровень. Мне уже не терпится вновь встретиться с этими талантливыми детьми.
- Спустя 20 лет на чей из них концерт Вы бы сходили?
- На все, скорее всего. Во-первых, очень интересно, какая судьба их ждет. Возможно, кто-то не станет пианистом, а будет дирижером, а кто-то вообще не будет музыкантом. Однажды мой учитель, выдающийся дирижер Анатолий Молодов, сказал, что из 70 человек, которых он обучал вместе со мной, настоящими музыкантами станут 2-3 человека. Так и вышло.
- Наша публика отличается от зрителей в других странах?
- Плохо говорить не хочется, но говорить надо. К сожалению, у нас публика не умеет себя вести. Вчера во Франции вышла статья, посвященная опере “Аида”, которую мы ставили. Очень хорошие были даны рецензии, много хороших слов по поводу коллективов и исполнения. Плохо написали только о зрителях: о том, что зрители едят, пьют, пользуются телефонами. К сожалению, такой небольшой отрицательный момент есть. Но это ведь развивается годами, даже столетиями. Это наша культура, я думаю, что скоро наш зритель придет к правильному понимаю. И отключать телефон будут не потому, что связь заглушили, а потому что от сердца и от головы будет такой порыв. Что в нашей публике мне нравится - как люди одеваются. Так приятно, когда девушки приходят в вечерних платьях, молодые люди - в смокингах. То есть зритель идет в правильном направлении.
- Какие планы на будущее?
- Как можно больше заниматься музыкой, хочется больше постановок, больше дирижировать. Планов много: постановка оперы “Абай”, “Кыз Жибек”, “Князь Игорь”, третий Astana Piano Passion, гастроли в Мариинском театре. Есть мечта выступить в “Ла Скала”.
- Это ведь столько энергии отнимает, откуда Вы ее черпаете? Как восполняете?
- Отсюда
(поднимая толстый том нот). Из этих великих нот. От Чайковского, Верди, Моцарта. Они написали такое письмо нам! 100 с лишним лет назад. И чем больше ты его читаешь, тем больше хочется читать.
- Вы себя считаете счастливым?
- Я считаю себя очень счастливым. У меня есть семья. Коллектив, который звучит по-настоящему хорошо и всегда радует публику. Мне приносит счастье, когда получается то, что задумал. В этой жизни неудачников не бывает, есть только те, кто быстро сдается. Это кредо моей жизни. |