|
Юлия Романова
Избалованная пристальным вниманием и развлечениями на любой вкус алматинская публика каждый год на несколько недель подряд погружается в состояние ступора и удивления. Доводят до такого состояния случайных прохожих всевозможные целлофановые головы с вентилятором во рту, гигантские колыбели, напичканные неработающей техникой, или, полюбуйтесь, парад простыней- “приведений”, развешанных вдоль знаменитого городского фонтана “Неделька”. Особо пуганым прочтение данного материала категорически воспрещается. Остальным - добро пожаловать в мир порой непонятного, но такого притягательного современного искусства ARTBAT FEST 2014
Калейдоскоп креативного творчества стартовал в Алматы вот уже в пятый раз подряд. Задуманный как проект, способный объединить казахстанских художников различных направлений для выведения искусства в массы, за несколько лет фестиваль не только реализовал первоначальные планы, но и приобрел статус международного, ежегодно приглашая к участию мастеров кисти и перформанса со всего мира.
Арт-объекты под маркой ARTBAT FEST редко остаются незамеченными, вызывая у горожан бурю эмоций от удивления до ужаса. И лишь одно чувство остается неизменным - это любопытство, непоколебимое желание понять концепцию произведения и свыкнуться с ним в городском пространстве.
Организаторы праздника не изменили своим принципам и в этот раз, представив вниманию публики череду художественных выставок, модных перформансов, танцев, коммуникационных площадок и инсталляций. Организатором ARTBAT FEST в этом году выступило общественное объединение “Евразийский культурный альянс”, а сам фестиваль стартовал в списке торжественных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня города.
Наполнением проекта самым вкусным и интересным содержимым занялась приглашенная гостья Кристина Штейнбрехер-Пфандт, являющаяся арт-директором ярмарки современного искусства VIENNAFAIR The New Contemporary.
По словам девушки, нынешний ARTBAT FEST работает в направлении “Город разума” и исследует эстетическое воздействие искусства на развитие собственной инфраструктуры. Творческий проект основан на принципе улучшения общественного пространства с помощью современного искусства и дизайна.
Так что казахстанские авторы и зарубежные творцы с воодушевлением взялись демонстрировать паблик-арт-проекты в городской среде самого энергичного мегаполиса Казахстана. Как бы ни ерничали критики и консерваторы, а посмотреть на всевозможные интерактивные и по-своему сумасшедшие вещи в рамках фестиваля было занятно. Традиционно организаторы разделили содержимое фестиваля на четыре блока, в каждом из которых зрителей ожидали неповторимая идея и особенная форма подачи.
Особо отметился и паблик-арт в публичном пространстве, выставочная, образовательная программы и даже специальные проекты, рассчитанные на свои целевые аудитории. Центром фестиваля, как всегда, стала открытая выставка 15 инсталляций от улицы Жибек Жолы до Площади Республики. В их подготовке приняли участие художники из Казахстана, России, Азербайджана, Германии, Франции, Нидерландов и Великобритании.
К примеру, немецкие собратья по кистям и краскам Мартин Дэнкер и Фридеман Банц представили алматинцам инсталляцию под названием Infodrome, выполненную в виде подвесной конструкции и состоящей из многочисленных “квантов жизни” Алматы. Непонятно, почему отечественные художники не сделали этого раньше, ведь коллаж из фотоизображений с видами города и его обитателями очень понравился зрителям и постоянно заставлял поднимать взгляд выше, чтобы увидеть больше. Установленная посреди Арбата казахская колыбель под названием “Погремушки” оказалась детищем участника арт-группы “Кызыл трактор” Сырлыбека Бекботаева. Его гигантский бесiк, наполненный неработающими мониторами и телевизорами, привлек много внимания и был призван напомнить о том, что традиции предков по-прежнему сильны и способны адаптироваться в быстроменяющемся глобальном мире.
Прикоснуться к современному искусству и даже сесть на него можно в искусственном лесу с подвесными качелями от француза Пьера Лорана вблизи площади Астана, а веселья ради стоит покорчить гримасы “Рожам ветров” от команды “МишМаш” из России.
Другие инсталляции, посвященные чувствам и событиям во всем мире, а также попыткам взвесить время, привлекали взгляды гостей фестиваля и подолгу задерживали спорами о том, “что же хотел сказать своей работой художник?”.
В импровизированном кинотеатре под открытым небом показали короткометражные ролики, а для всех желающих были организованы экскурсии по арт-объектам фестиваля, включая просмотр огромных современных полотен - граффити рисунков на стенах многоэтажных домов. Силу интерактивного искусства из числа алматинцев оценили смельчаки, отважившиеся поучаствовать в перформансах от приглашенных художников. Так, прямо на переходной части Арбата за большим столом случайным прохожим предлагалось угостить друг друга супом с помощью необычных ложек... с бетонными ручками! Поужинать оказалось не так-то просто, зато перформанс научил взаимовыручке и слаженной работе - забаву с философским замыслом в Алматы привез австрийский художник Рене Штессл. Его коллега из Италии Сальваторе Вивиано поверг в недоумение и приятный шок хореографическим номером. Совершенно внезапно он появился в толпе, облаченный в балетную пачку, и пригласил танцевать под аккомпанемент струнного оркестра.
В это же время арт-группа REFUNC, используя промышленный и бытовой материал, бывший в употреблении, создавала необычные пространства для полезного и приятного времяпрепровождения во дворах микрорайона “Коктем”. Идею для создания конструкций художники нашли в самих вещах, прислушиваясь к их собственной композиции и истории. В другом конце города смелыми перформансами публику покоряли участники казахстанской арт-группы “Кызыл трактор”, а следом в популярном городском ресторанчике проходили образовательные программы для детей и взрослых, организованные руководством ARTBAT FEST и призванные подробно знакомить алматинцев всех возрастов с миром современного искусства.
Выставки фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, работы молодых казахстанских художников On Love and Other Teachers... и персональная выставка московской художницы Оксаны Мась стали приятным дополнением в и без того обширной программе фестиваля. Как всегда, наблюдатели за работой проекта ARTBAT FEST разделились на две группы.
Кто-то остался в неописуемом восторге от всего происходящего, а кого-то вид волосатых мужских коленей, выглядывающих из-под розового подола, не особо настроил на творческую волну. Тем не менее, деятельность участников фестиваля не осталась незамеченной, а значит, современное искусство - хотим мы того или нет - медленно, но верно проникает в сознание каждого человека, оставляя там свой цветастый глубокий след.
Фото Сергея Ходанова |