Ольга Шишанова из Астаны
В Астане во Дворце Независимости состоялось открытие роскошной ретроспективной выставки известного модного фотохудожника Жанарбека Аманкулова
Экспозиция, которую сам автор назвал “Хроники кочующего фотографа”, из трех частей, каждой из которых Жанарбеком присвоено латинское название: Ad oculos, Ad memorandum и Ad se ipsum.
Ad oculos, как признался фотохудожник, в переводе значит “наглядно”, “воочию”. В эту серию вошли снимки, которые автор делал в ходе путешествий по разным странам. Размеренная жизнь старой Европы сопоставляется им с огромными преобразованиями в Казахстане в частности и в Азии в целом. Мимолетные наблюдения и тщательно продуманные серии, бытовые зарисовки и грандиозность новостроек, высокое и низкое, обыденное и из ряда вон выходящее - все это привлекает внимание “кочующего фотографа”, как сам себя называет Жанарбек, трогает его душу, и потому переживаниями от увиденного мастер делится со зрителем.
Серия Ad memorandum (для памяти) - портретная. В нее Аманкулов включил фотографии знаменитостей, властителей дум, людей, внесших вклад в мировую и отечественную культуру. Но не только. По мнению критиков, эти снимки - не просто официальные изображения общественных и культурных деятелей разных стран. В них всегда чувствуется диалог героя с автором фотографии. Даже несмотря на то, что кто-то из этих персон уже ушел из жизни. Так, например, Аманкулов стал автором последней фотосессии писателя Чингиза Айтматова. Тем не менее, благодаря представленным снимкам, у посетителей выставки появилась уникальная возможность заглянуть в глаза этой незаурядной личности, прикоснуться к его мудрости. И так можно сказать о каждом из запечатленных героев, поскольку Жанарбек давно известен как портретист.
Кстати, поэтому столичная публика может знать Аманкулова еще и как соавтора фотопроекта, который был приурочен ко Дню Победы. Его фотопортреты участников Великой Отечественной войны были размещены по всей Астане.
Третья и, пожалуй, самая концептуальная серия, созданная и представленная Жанарбеком Аманкуловым, так и называется - Ad se ipsum (“К себе самому”). В ее центре юрта, как символ убежища странствующей души, души художника, вечно находящегося в поиске. Жизнь кочевника вне юрты полна тревог, но в ее магическом кругу номад забывает все тяготы своего сурового быта.
Снимая эту серию в разных местах страны, художник, по его словам, вступал в еще один диалог - со степью и небом, пытаясь ответить на собственные экзистенциальные вопросы, а также отразить свое видение древней жизненной философии жителей Казахстана и истоков культуры государства.
Таким образом, по мнению искусствоведов, многие из произведений фотографа могут отражать двойственность сегодняшней казахстанской действительности: с одной стороны - берущей корни в кочевой культуре степи, с другой - сочетающей все радости и разочарования современной жизни, особенно сквозь призму частного созерцания.
Поздравить с презентацией выставки пришли министр культуры и информации РК Дархан Мынбай, скрипач Марат Бисенгалиев, музыкант Едиль Хусаинов и многие другие деятели культуры, дипломаты.
Вернисаж будет ждать своих почитателей до 10 января 2013 года.
фото Радмир Фахрутдинов |