|
Зухра Табаева
На минувшей неделе состоялась премьера документального фильма “Мне 20 лет”, снятого студентами КазНАИ имени Жургенова на киностудии “Казахфильм”. В числе руководителей проекта режиссеры, сценаристы Асия Байгожина, Владимир Тюлькин и оператор Ренат Косай. После премьеры ленты своих учеников Ренат рассказал “НП” о том, как происходило становление в профессии его самого
- Ренат, сегодня Ваши ученики в торжественной обстановке представили свою первую работу публике. Что испытывали при этом?
- Чувство огромной радости за них и ностальгии. В свое время Асия Байгожина сыграла очень важную роль в моей творческой судьбе. Я был студентом второго курса ВГИКа, Асия Мактаевна тогда возглавляла на “Казахфильме” студию “Параллель”. Она доверила мне снять документальный фильм “Текемет”. Помню, Асия Мактаевна спросила, могу ли я показать ей хоть какую-нибудь свою работу, может ли за меня поручиться кто-либо из операторов. Тогда я еще не снял ни одного фильма и показал ей свои фотографии, но за меня поручился известный оператор Геннадий Попов. Премьера фильма “Текемет” состоялась в Доме кино, и в тот же вечер я получил три предложения. Так удачно при участии Асии Байгожиной состоялся мой дебют. Теперь вместе с ней мы даем путевку в жизнь начинающим кинематографистам XXI века.
- Ренат, давно ли Вы преподаете в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова?
- Меня пригласили преподавать 4 года назад, это произошло после того, как я получил награду “За выдающуюся операторскую работу” на Международном кинофестивале “Дух огня” за фильм режиссера Жанны Исабаевой “Карой”. В фильме затрагивалась тема эвтаназии. (Всего у Р. Косая 8 кинонаград. -
Прим авт.)
- Вы родились в кинематографической семье, Ваш отец Кадыр Косай - звукорежиссер, ветеран Отечественного кино. Видимо, вопрос выбора профессии был решен с детства?
- Да, папа для меня - главный учитель в жизни. Благодаря ему я впервые попал на съемочную площадку в 1976 году, это была картина “Алпамыс идет в школу”. Помню, я тогда увидел оператора Абильтая Кастеева и, видя, как он работает, подумал: “Какая сложная профессия, никогда не смог бы стать оператором”. Папа часто брал меня с собой на разные картины, а летом мы ездили на съемки в экспедиции. Я мечтал стать актером или режиссером. Также с детства любил рисовать комиксы, шаржи, в школе был председателем редколлегии класса. После восьмого класса я поступил на киноинженера в кинотехникум, на последнем курсе при “Казахфильме” посещал подкурсы ВГИКа, готовился поступать на режиссуру. Но когда подошло время поступления, отец сказал мне, что лучше мне пойти на операторский факультет, а режиссурой заняться, когда у меня появится жизненный опыт. Я по натуре бунтарь, но к мнению отца прислушался. Также он сказал мне: “Всегда помни, что кино - это искусство, а не балаган”. Тогда из Алма-Аты на предварительный конкурс свои фотоработы отправили 4 человека, но приглашение получил лишь я один. После экзаменов был зачислен в мастерскую Владимира Чумака и знаменитого Павла Лебешева, снимавшего фильмы Никиты Михалкова. Учась во ВГИКе, я от одного преподавателя узнал, что в годы войны в нашем кинотехникуме располагался ВГИК, в нем преподавали Сергей Эйзенштейн, братья Васильевы. Почему-то в Алма-Ате нам об этом не рассказывали. В студенческие годы я снял документальный фильм “Светить неотраженным светом” о Санжаре Жандосове; с режиссером Данияром Чункенеевым мы сняли 25-минутный игровой фильм Soft по Набокову. К сожалению, жизнь Данияра рано оборвалась. За этот фильм я получил награду на кинофестивале “Смотри по-новому”. Моей дипломной работой была лента “1997”, на которую меня пригласил Ардак Амиркулов, мы работали вместе с оператором Александром Рубановым.
- На Ваш взгляд, в чем трудность операторской работы?
- В том, что нам нужно быть тонкими психологами, чувствовать режиссера, актеров. Не секрет, что актеры - капризный народ. Ведь от нашего мастерства зависит, насколько эффектно будет выглядеть герой на экране. Знаете, посредством съемки из некрасивой актрисы можно сделать красавицу и наоборот. Мой педагог Лебешев говорил, что не бывает плохих лиц, бывают плохие операторы. Теперь я говорю своим ученикам, чтобы они лучше изучали лица своих героев, тщательней работали со светом, ракурсами.
- Есть режиссеры, актеры, о работе с которыми Вы вспоминаете с особой теплотой?
- Я ценю каждый полученный опыт, но хотел бы отметить Серикбола Утепбергенова, с которым мы снимали многосерийные фильмы “Болашак”, “Жас Улан”. Понимаете, есть режиссеры, которые любят кино, а есть такие, которые любят себя в кино. Серикбол любит кино, зрителя, потрясающе внимательно работает с актерами. Что касается актеров, мне понравилось снимать российскую актрису Ирину Гриневу, которую приглашали в картину “Секер”. Кстати, режиссер Игорь Зайцев, который принимал участие в съемках фильма “Жас Улан”, как-то усмехнулся: “Ваши казахские актеры в кадре живут больше, чем наши”.
- Ренат, мне известно, что с мечтой стать режиссером Вы не расстались...
- Да, после ВГИКа я окончил режиссерский факультет в КазНАИ имени Жургенова, мои педагоги Ася Сулеева и Серик Райбаев.
- Вы женаты на актрисе?
- Нет, моя супруга Салтанат - врач, кандидат медицинских наук, у нас две дочери.
- Какими видами спорта Вы увлечены?
- Меня привлекают боевые искусства, парашютный спорт, порой я осваиваю каскадерские трюки, верховую езду. |