|
Андрей Прохоренко
Разные мысли посещают голову в часы преодоления городских заторов. Нередко хочется проколоть кому-нибудь колесо, чаще - открыть окно и бросить грязью (плохим словом) в другого водителя. Вот только проблему заторов и пробок этим не решить. Особенно сейчас, когда полицейские не вправе останавливать автолюбителей и задавать им “советские” вопросы вроде: “Куда путь держите, уважаемый, и почему не на работе?” А то же впечатление складывается, будто добрая половина алматинских водителей бестолку колесит по улицам, мешая всем тем, кто действительно спешит, то есть вам
- С 2004 года в Алматы эксплуатируется 12 новых дорожных развязок, – говорит Айтказы Арыкбаев, заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Алматы. Причем десять из них запустили в прошлом году. А в 2008 году в городе должно появиться еще шесть развязок: две на так называемом Тещином языке (на пересечении Абая - Джандосова и Джандосова - Сатпаева), две - по проспекту Рыскулова (на пересечениях с улицами Кудерина и Бокейханова) одна на «Саяхате» (Пушкина - Суюнбая) и еще одна на пересечении улиц Розыбакиева - Райымбека. Всего же до 2010 года в Алматы будут функционировать 24 развязки, построенные за 8 лет.
Другое дело, что этих мер недостаточно. Построение новых автодорог и развязок не поспевает за постоянным увеличением числа автомобилей. Пробки перемещаются из одних мест в другие.
Сейчас в городе зарегистрировано более полумиллиона автомобилей, еще тысяч шестьдесят ежедневно следуют через Алматы транзитом либо прибыло сюда из других городов и регионов. Отчасти для них, кстати, нынче достраивается малое транспортное кольцо (объединившее Кульджинский тракт, проспекты Рыскулова, Саина, Аль-Фараби и, в скором времени, восточную объездную дорогу). Чуть позже будет начато строительство 65 километров БАКАД. Эта трасса пройдет через три района Алматинской области и в какой-то степени избавит город от транзитного транспорта. Правда, эта объездная дорога будет строиться с привлечением частного капитала, отчего трасса будет платной (по крайней мере до тех пор, пока инвестор не окупит ее строительство и не вернет государству). Сроки сдачи кратчайшие - по-хорошему дорогу сдадут в 2010 году.
В дальнейшей перспективе администрация города планирует перейти к более координальным мерам. Будет решаться вопрос о введении платного въезда в центр города. Хотя, следуя логике, прежде чем приступить к таким мероприятиям, нужно бы решить вопрос нормальной работы общественного транспорта.
В департаменте уверяют, что перспективы в этом направлении вполне радужные. Прежде всего, считают там, нужно будет до конца разобраться с метрополитеном.
Еще один пункт формирования здоровой системы пассажирского транспорта - это запуск легкого рельсового трамвая (ЛРТ). Маршрут нового экологически чистого транспорта пройдет по уже имеющейся трамвайной магистрали из микрорайона “Аксай” (в дальнейшем и микрорайона “Калкаман”) до Центрального парка культуры и отдыха (в перспективе - до микрорайона “Думан”). Его основное отличие будет в том, что пути движения трамвая будут обособлены от остальной дороги. Грубо говоря, вдоль следования путей власти возведут бордюры (с соответствующими развязками на перекрестках). Благодаря чему по улице Толе би будет обеспечен зеленый коридор для трамваев. Причем самых современных - бесшумных, комфортабельных и вместительных (состоящих из 5-6 вагонов).
Само собой, внимание придется уделить и основной группе общественного транспорта - автобусам и троллейбусам. Обеспечить их нормальными условиями для следования можно только при помощи дорожной полиции. Департамент готов нанести на городские дороги специальную разметку для автобусов, чтобы они могли следовать только по правой полосе. Но для этого придется отучить остальных водителей выезжать в правый ряд.
Как только ситуация с общественным транспортом приобретет цивилизованный оттенок, можно будет строить “перехваточные парковки”. Все те, кто вынужден приезжать в Алматы из других поселков и регионов, сможет оставить машину на этой парковке и продолжить путешествие на общественном транспорте. Но делать это люди станут только при условии, что так будет удобнее и выгоднее.
Впрочем, перехватчики не так актуальны для нашего города, как внутренние паркинги - в мегаполисе катастрофически не хватает парковочных мест. Из-за того, что одни автолюбители ставят свои машины вдоль проезжей части, все остальные вынуждены двигаться медленнее.
- В свое время, - продолжает Айтказы Ауельбекович, - мы пытались заинтересовать застройщиков возводить многоуровневые парковки. Однако это показалось им менее выгодным, нежели строить жилые дома и офисы. Теперь, когда банки вновь начали выдавать ипотечные кредиты, мы надеемся вернуться к этому вопросу. Да и застройщики нынче настроены более лояльно в этом вопросе. А вообще в этом году акимат планирует построить 10 парковочных комплексов за счет городского бюджета. Хотя, конечно, городу требуется намного больше.
Еще одно направление, в котором ведется активная работа, - это обустройство перекрестков. Уже сегодня реконструкции подверглись девять перекрестков по улице Тимирязева, где сделаны съезды на правый поворот и отрегулировано движение налево с помощью светофорного указателя. В этом году подобную модификацию планируется провести по перекресткам вдоль проспекта Абая или Достык.
Ну и напоследок можно отметить предложение о запрете ввоза в Казахстан автомобилей старше семи лет. Как ни крути, но рациональное зерно в этом предложении есть. Если приток сильно подержанных автомобилей в страну прекратится, то это непременно скажется на экологической ситуации и на интенсивности дорожного движения. |